Тантра

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск

Артур Авалон (Arthur Avalon)

псевдоним Джона Вудроффа (John George Woodroffe)

  • 1912–1940, Тантрические тексты (Tantric texts)
    • Маханирвана-тантра (Тантра о великом освобождении), 1913 здесь и здесь
    • Адвайта-бхавана-упанишада (Упанишада недвойственного созерцания) здесь
    • Куларнава-тантра (Тантра волны «семей») здесь
    • Шат-чакра-нирупана (Описание шести Чакр) — в Змеиной силе
    • Падука-панчака (Пятеричное подножие Гуру) — в Змеиной силе (только англоязычной)
    • Тантрабхиджана
    • Тантра-раджа-тантра (Тантра царь Тантр)
    • Тарабхактисуддхарнава
    • Тара-упанишада
    • Шарада-тилака
    • Шри-чакра-самбхара
    • Каливилаша-тантра
    • Камакалавилаша-тантра
    • Каулавалинирнайя-тантра
    • Биджа-нигханту — ?
    • Кулачудамани-нигама (Драгоценный венец семьи Дэви) — ?
    • Прапанчасара-тантра (Тантра о сущности миропроявления) — ?
  • 1913, Introduction to the Tantra Śāstra
  • 1913, Hymns to the Goddess
  • 1913, Tantra of the Great Liberation
  • 1914, Principles of Tantra
  • 1916, Wave of Bliss
  • 1918, Shakti and Shakta
  • 1919, Змеиная сила (The Serpent Power)
  • 1920, Tantraraja Tantra
  • 1922, The Garland of Letters
  • 1922, Hymn to Kali: Karpuradi-Stotra
  • 1922, The World As Power

Тантры

  • Махапаринирвана-тантра, Маханирвана-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Кулярнава-тантра, Куланарва-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Кулачудамани-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Прапанчасара-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Тантрараджа-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Калавиласа-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Камакалавиласа-тантра — Тантрические тексты Артура Авалона
  • Джнянарнава-тантра
  • Кумарипуджана
  • Шарадаталика-тантра
  • Шакти-самгама-тантра
  • Рудра-ямала-тантра
  • Виджняна-бхайрава-тантра
  • Гаутамия-тантра

Об индуистском тантризме

Та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «нить, последовательность, правило»), тантрика, тантризм — в индуизме — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты. Тантризм, однако, не принято рассматривать как ортодоксальную ветвь индуизма.

источник

Список наиболее известных тантр

  • Куларнава-тантра
  • Шакти-самгама-тантра
  • Рудра-ямала-тантра
  • Виджняна-бхайрава-тантра
  • Маханирвана-тантра
  • Камакалавиласа-тантра

источник

В "Меру-тантре" (I. 21) утверждается, что Шива создал 108 тантр, а в "Нитьяшодашика-тантре" сказано, что тантр - миллионы. В "Варахи-тантре" приводится список из 54 тантр. Но чаще всего в тантрах (например, в "Махасиддхисарасвате") утверждается, что всего их насчитывается 64. Впрочем, это число является не фактическим, а сакральным, каноническим (наподобие числа 84 в буддизме)

Не все тантры одинаково ценны и одинаково авторитетны; довольно многие из них представляют собой простые компиляции и подражания. Среди наиболее значительных можно назвать такие, как "Куларнава", "Шактисамгама", "Рудра-ямала", "Виджнянабхайрава", "Маханирвана", "Камакалавиласа" и др.

К числу самхит (некоторые из них называются тантрами) относится и известная "Лакшми-тантра". Панчаратра, вероятно, как и шиваитская агама, появилась на севере, а уже потом стала развиваться на юге, где и сохранилась ее литература [Schrader, 1916, p. 24]. Но вишнуитские тантры создавались и вне рамок панчаратры, в уже более позднюю эпоху. Среди наиболее известных можно назвать "Гаутамия-тантру", часто включаемую в традиционный список 64 тантр.

Существует ряд компендиумов, своеобразных тантрических "энциклопедий" (нибандха), создававшихся начиная со средневековья вплоть до XIX в. Эти компендиумы как правило хорошо систематизированные, освещают весьма широкий спектр различных вопросов, имеющих отношение к тантризму. Одним из лучших произведений такого рода является "Тантрасара" (ок. 1580 г.)

источник

Тантры в специальном смысле – тексты шактистов – почитателей обожествляемых женских космических энергий (шакти), прежде всего «Великой Шакти», «Матери», «Горянки» (Парвати), «Богини» (Дэви) и т.д., которая, несмотря на множество имен, есть единая «Высшая владычица» (Парамешвари). Шактистский культ неотличим от оккультизма: основное место в нем занимает употребление сакральных слогов (как правило, лишенных смысла), называемых «семенами» (биджа) будущих плодов, мантр – магических обращений и формул, янтр – диаграмм, изображаемыми на металле, бумаге или других материалах, мудр – определенных сложений пальцев и движений рукой, сопровождающих произнесение мантр. Благодаря этим «инструментам» адепт становится садхакой или магом, принуждающим божество выполнять его желания. Шактистский культ включает также кундалини-йогу и знаменитые «пять „м“» – питье вина (мадья), мясная (мамса) и рыбная (матсья) пища, «опаленная» пища (мудра) и ритуальные соития (майтхуна): все эти действа осуществляются в узком круге посвященных (кула – «семья» Дэви), который состоит из пар мужчин и сидящих слева от него женщин (отсюда «тантра левой руки»). В некоторых текстах указывается, что Тантр всего 64, однако их значительно больше. Как правило, они построены в форме диалогов между Шивой и Парвати: когда она задает вопросы и Шива отвечает как учитель, эти Тантры называются агамами, когда же они меняются местами – нигамами.

I. Самая популярная среди первых – Махапаринирвана-тантра (Тантра о великой нирване). В главах I–II акцентируется значение Тантр для настоящего времени – эпохи кали-юги, следующей за предыдущими, для которых были предназначены Веды, Дхармашастры, Пураны. В нынешнюю эпоху ведийский и прочий традиционный ритуал уже бесполезен – действуют только тантристские мантры и обряды. В главах III–V развертывается преимущественно шактистское «знание». Хотя о Брахмане здесь говорится в выражениях Упанишад, он отождествляется с вечной «первобытной» женской силой (шакти), от которой происходят все существа. Дэви воплощается во всех божествах и энергиях подобно тому, как одна луна отражается во всех водах, в ней сосредоточены Брахма и Вишну со своими супругами-шакти, а также Шива, «великий отец, время»; она есть поэтому женский создатель, хранитель и разрушитель миров, а также великая «магиня» (Махайогини) и мать Шивы как Махакалы («Великое время»), который послушно исполняет перед ней свой космический танец. В главе V, посвященной «действию», описывается храмовый культ Дэви – в число жертвоприношений включается, наряду с вещественными жертвами, духовное почитание, молитва, но также и знаменитые «пять „м“», которым специально посвящены главы VI–VII. После разъяснений символического смысла этих «тантристских сакраментов» (последний из которых изображает интимную жизнь Шивы и Шакти) в главе VIII излагаются традиционные правила поведения по варново-ашрамной схеме Дхармасутр и Дхармашастр, включающие необходимость почитания родителей и прочие общие норм добродетели, с тем различием, что к четырем варнам добавляется пятая – аскеты-санньясины, а из четырех ашрам остаются две – домохозяин и аскет. В главах IX–X описываются традиционные домашние обряды-санскары, завершая поминальными, с немаловажным, правда, уточнением: традиционный «постоянный» брак восполняется временным, в котором мужчина и его «шакти» соединяются в «семье» посвященных. Здесь же прославляется заимствованный из адвайта-веданты идеал «освобожденного при жизни» (дживан-мукти), что вполне соответствовало установкам шактистов на «быстрое освобождение» посредством оккультной техники. В главах XI–XII излагается гражданское и судебное право в соответствии с Законами Ману. В главе XIV прославляется новая дхарма тантриков (кула-дхарма – «семейная дхарма» – подразумеваются шактистские группы как «семьи Богини»): «подобно тому, как следы всех животных теряются в следе слона, так и все дхармы – в кула-дхарме».

II. Кулярнава-тантра (Тантра волны «семей») – второе по популярности сочинение – прославляет образ жизни «семьи Богини» как единственный путь к «освобождению». В ответ на вопрос Дэви о средствах достижения этой цели Шива отвечает, что таковым является только познание Брахмана – успехи аскетов, этого знания не предполагающие, не более чем успехи животных, которые также ходят нагими. В главе III подчеркивается эзотерический аспект тантризма: Веды, Пураны и шастры могут распространяться, но агамы шайвов и шактов (т.е. Тантры) суть тайные учения. Подробным образом детеализируется практика «пять „м“», прежде всего «религиозное» потребление алкогольных напитков. В главе 5 выясняется, что правильно совершающие «пять „м“» – только те, кто сублимирует свои животные желания до посвящения их соединению Атмана с Шакти или Кундалини, а в главе 7 снова прославляется потребление спиртных напитков.

III. Кулячудамани (Драгоценный венец семьи Дэви) относится к подклассу нигам: Шива задает вопросы, а Дэви на них отвечает. Она заверяет его в том, что он попеременно принимает образ то ее учителя, то сына, то ученика, а также что они с ним вместе суть все во всем от вечности, поскольку они одно целое. Здесь же снова «санкционируется» эзотеризм: тайное учение нельзя передавать никому из непосвященных, будь он даже Вишну или сам Брахман.

IV. Прапанчасара-тантра (Тантра о сущности миропроявления) приписывалась самому Шанкаре. Описание миросозидания сопровождается «трактатами» по хронологии, эмбриологии, анатомии, физиологии и психологии, которые «исполнены» в духе кундалини-йоги, когда описываемая как свернутая в три с половиной кольца у первой чакры змееподобная женская энергия кундалини постепенно поднимается по центральному артериальному каналу, пока не достигает точки слияния с Шивой. В главе IX расписываются эротические переживания тяжело «озабоченного» адепта-садхаки, который с помощью мантр возбуждает желания и даже стриптиз супруг богов, демонов и полубогов, не желающих ничего другого, как только соединиться с ним. В главе XVIII рекомендуются мантры и медитации для почитания индийского Эрота – Камадэвы с его супругами, а соединение мужчины и женщины трактуется как соединение двух начал космологии санкхьи – Эготизма (аханкара) и Мысли (буддхи). Глава XXVIII посвящена образу гермафродита Ардханиришвары, правая часть которого соответствует Шиве, а левая – Шакти. В главе XXXIII предлагается помощь против бездетности, а затем рассматриваются отношения между учеником и учителем. В главе XXXVI компилятор вторгается в интимные отношения еще одной пары – на сей раз уже Вишну и Шри; у супруги Вишну немало проблем потому, что все «божественные женщины» стремятся в объятия победителя демона Мадху.

V. Тантрараджа-тантра (Тантра царь Тантр) посвящена преимущественно диаграмме Шриянтаре, изображаемой в виде девяти треугольников и девяти кругов, «продетых» друг в друга, которые помогают достичь осознания всеединства – того, что все в мире едино с Дэви.

VI. Другие известные тексты этого класса, например Калавиласа-тантра, свидетельствуют о том, что отношение к «пять „м“» среди тантристских школ не было однозначным, и о том, что возлюбленная Кришны – Радха отождествлялась с богиней Кали. Джнянарнава-тантра, была посвящена обрядам и медитациям, Кумарипуджана – почитанию дев, Шарадаталика-тантра, написанная Лакшмана Дешикой (11 в.), – миросозиданию, источнику речи, но более всего магии. Дополнение к собственно Тантрам составляют бесчисленные пособия по отдельным разделам тантрического ритуала, а также компиляции из разных Тантр.

источник

Сайты

Глоссарий