IMS

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск

Дистанционное обучение



IMS – Instructional Management Systems (Системы организации обучения), Консорциум Всемирного Образования - Спецификация IMS - XML - базированый стандарт описывающий структуру курса. (http://www.imsproject.org)


IMS Global Learning Consortium является международной некоммерческой организацией, основной задачей которой является обеспечение расширения использования современных обучающих технологий в образовательной сфере. Основной деятельностью IMS является разработка стандартов в сфере дистанционного обучения, самыми известными из которых на сегодняшний день являются:

  • IMS Question & test Interoperability Specification - содержит требования к XML-данным, используемым для организации обмена учебными материалами, предназначенными для тестирования обучаемых и оценки результатов тестирования;
  • IMS Learning Resource Meta-data Specification – содержит требования к описанию метаданных учебных материалов;
  • IMS Content Packaging Specification - содержит требования к компоновке содержания учебного контента;
  • IMS Learner Information Packaging – содержит требования к формированию данных об обучаемом.

http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-2011-03-22-11-42-54


Instructional Management System, он же IMS. Разработан Консорциумом Всемирного Образования (Global Learning Consortium). Сейчас контора IMS — что-то вроде центра сертификации, выдающего свидетельства соответствия стандарту разным компьютерным системам дистанционного обучения, а также пакетам с учебными материалами.

Собственно говоря, это тоже толстая книжка — сборник спецификаций, затрагивающих разные программно-технические аспекты дистанционного обучения.

Спецификации изложены в выделенных для них разделах. Кроме уже упомянутых Content Packaging (IMS Content Packaging Specification) и Meta-Data, таких же как в SCORM, наличествуют:

  • AccessForAll (AFA) о способах доступа к тем или иным ресурсам;
  • Common Cartridge (CC) о публикации и распространении материалов;
  • ePortfolio (eP) об электронных портфолио учеников;
  • Learning Information Services (LIS) об обмене данными между участниками учебного процесса;
  • Question and Test Interoperability (QTI) об оформлении тестирования...

Ну и прочие мелочи, нюансы и тонкости, интересные специалистам, но у простых людей вызывающие при перечислении неодолимый приступ скуки.

Добавим только тот факт, что на основе IMS Content Packaging Specification фирма Microsoft разработала свой собственный стандарт Learning Resource iNterchange (сокращённо LRN). Но он, судя по всему, нужен только самой Microsoft (да и то вряд ли).

http://xbb.uz/IT/Standarty-distancionnogo-obuchenija


IMS - это проект, объединяющий усилия 29 представителей промышленности, государственного аппарата и образовательных учреждений для создания пакета стандартов в 6 областях:

  1. Профили.
  2. Метаданные.
  3. Содержимое.
  4. Тесты.
  5. Управление.
  6. Компетентность.

Проект объединяет достижения разработок в дистанционном образовании и специфицирует их в формате XML. Многие фирмы и государственные организации, занимающиеся дистанционным образованием, приняли этот стандарт, и сейчас он позиционируется как формат обмена данными между образовательными организациями.

Информационная модель управления (IMS Enterprise Information Model) описывает структуры данных, специфицирующих взаимодействие обучающих систем с использованием интернета и систем обслуживающих реальное образовательное учреждение. Основными классами приложений поддерживаемой этой моделью является системы:

  1. управление обучающим процессом;
  2. администрирование студентов;
  3. администрирование библиотеки;
  4. управление человеческими ресурсами.

Эта модель главным образом специфицирует взаимодействие с системами, находящимися внутри одного учреждения. Этот стандарт не специфицирует обмен данными между различными учреждениями.

Информационная модель управления поддерживает следующие 4 процесса, которые обычно требуются для взаимодействия обучающих систем с местными системами администрирования:

  1. Хранение персональных данных. Это данные, хранящиеся в местных системах администрирования реального образовательного учреждения и необходимые электронным обучающим системам.
  2. Управление группами. Управление и хранение данных о группах студентов.
  3. Управление регистрацией. Управление регистрацией - это операции над такими видами данных, как назначения преподавателей курсам или назначение инструктора для проведения занятия.
  4. Обработка конечных результатов. Этот процесс заключается в обработке и сохранении результатов групп (рейтинг, выполнение курса).

Спецификации для метаданных являются описанием данных об учебных ресурсах. Они облегчают поиск учебных ресурсов. Стандарт IMS Metadata состоит из 3 частей:

  • IMS Core - ядро метаданных;
  • IMS Standart Extension Library - стандартная библиотека расширений метаданных;
  • IMS Taxonomy and Vocabulary Lists - словари метаданных.

Спецификации метаданных IMS согласованны со стандартом метаданных IEEE LOM. Но в стандарте IEEE LOM элементов метаданных очень много (84), и многим производителям программного обеспечения трудно сразу поддерживать весь стандарт. IMS разделил все элементы метаданных LOM на две части и добавил к ним свои элементы: Core и Standart Extension Library. По этому делению в Core сейчас 19 элементов, а в Standart Extension Library 67 элементов.

Словари метаданных сгруппированы по темам и могут являться значениями элементов метаданных.

Спецификация содержимого определяет оформление интерактивных, независимых от платформы материалов. Эта спецификация определяет добавочную информацию к содержимому, которая облегчает осуществление над ним следующих операций:

  • авторам создавать интерактивный образовательный материал;
  • администраторам управлять и распределять материал;
  • обучаемым взаимодействовать и изучать материал.

Эта добавочная информация выделяется в специальный манифест-файл, при помощи которого обучающая система работает с остальным содержимым.

Стандарт тестирования описывает форматы представления вопросов, настроек тестирования в системах тестирования, способы отображения различных методов тестирования.

Спецификация IMS Q&TI (Question & Test Interoperability) принята всеми ведущими производителями систем ДО, почти все они используют этот формат для обмена тестовыми материалами, а некоторые уже используют его для хранения тестов внутри системы.

Главными особенностями этой спецификации является отделение описания от отображения материалов вопроса, поддержка иерархичности теста, подсказок, различные варианты обработки ответа, расширенный набор настроек тестирования, динамического генерирования выборки вопросов исходя из предыдущих ответов, различные способы подсчета оценки и большое количество типов вопросов (в версии 1.01 их 20 типов).

Эта спецификация позволяет использовать и описывать различные модели оценки ответов и использовать нестандартные материалы.

Эта модель удобна для организации системы тестирования по следующим причинам:

  1. Иерархичность объектов модели.
  2. Отделение настроек тестирования от материалов тестов.
  3. Правильные ответы хранятся в виде условных выражений, что позволяет легко записывать правильные ответы для большого подмножества типов вопросов.
  4. Отделение логического типа вопроса от способа его представления.
  5. Общность представления вопроса, что позволяет делать комбинации нескольких типов вопросов.
  6. Модель описана на языке XML.
  7. Спецификация Q&TI позволяет постепенный переход на нее. IMS поддерживает облегченную версию спецификации.

http://www.distance-learning.ru/db/el/D881CFA3C6910E35C3256C840052BC78/doc.html


IMS включает более 16 спецификаций в различных областях дистанционного обучения – от определения прав доступа до веб-сервисов.

Все спецификации IMS разделены на 9 групп:

  1. AccessForAll (AFA) – стандарты определяют способы доступа к ресурсам, дизайн, и способы персонализации обучения онлайн ресурсов;
  2. Content Packaging (CP) — стандарты определяют распространение распределенного цифрового учебного контента и ресурсов;
  3. Common Cartridge (CC) – стандарты организации, публикации, распространения, доставки, поиска и авторизации различных элементов цифрового учебного контента, приложений, и связанных с ними онлайн-форумов и сообществ, используемых для поддержки учебного процесса;
  4. ePortfolio (eP) — стандарты для обмена цифровой информацией (ePortfolios – электронные порфолио), которая включает сведения о фактах обучения и его результатах, профессиональной подготовке, опыте. Данная информация предназначена для всесторонней оценки соискателей на новые должности и содержит более достоверные сведения по сравнению с традиционным резюме;
  5. K12/Schools Enhancements to Common Cartridge (K12 CC) – расширение группы стандартов IMS СС, включающее новую версию IMS QTI, порядок определения соответствия учебных программ требованиям стандартов, целям обучения и плану занятия;
  6. Learning Information Services (LIS) — стандарты для поддержки взаимодействия и обмена данными между системами обучения администрацией, студентами, или системами управления персоналом, включая обмен реестрами, профилями обучаемых, компетенциями, целями обучения и его результатами;
  7. Learning Object Discovery and Exchange (LODE) – стандарты направлен на использование и обмен содержимым, размещенном в хранилищах, на онлайн-ресурсах, в библиотеках и т. д.;
  8. Learning Tools Interoperability (LTI) — стандарты для поддержки взаимодействия, а именно использования и обмена данными между системами обучения и связанными с ней приложениями;
  9. Question and Test Interoperability (QTI) — стандарты для формирования, обработки и обмена информацией для он-лайн тестирования и оценки, а также отчетности о результатах тестирования.

http://wiki.itorum.ru/2011/02/standarty-distancionnogo-obucheniya/


IMS - Instructional Management Standards, http://www.imsproject.org

Основным недостатком существующих систем организации обучения является то, что в системах разных производителей управляющие функции (например, отслеживание пользования, обработка информации о пользователе, подготовка отчетов о результатах и т.д.) осуществляются по-разному. Это приводит к увеличению себестоимости учебных материалов. Объясняется это несколькими причинами.

Во-первых, разработчикам учебных материалов приходится создавать отдельные прикладные программы для разных систем организации обучения – для того, чтобы разрабатываемые ими учебные материалы могли успешно использоваться на разных платформах.

Во-вторых, создатели систем организации обучения часто бывают вынуждены вкладывать деньги в разработку собственных средств авторизации учебных материалов.

Наконец, разработчики, как правило, не имеют возможности распределять затраты на разработку между продавцами и, кроме того, они ограничивают сбыт своей продукции потребителям, остановившим свой выбор на каких-то конкретных сериях их изделий.

Стандарты, разрабатываемые Консорциумом глобального обучения IMS (IMS Global Learning Consortium), помогают избежать этих трудностей и способствуют внедрению технологии обучения, основанной на функциональной совместимости. Некоторые спецификации IMS получили всемирное признание и превратились в стандарты для учебных продуктов и услуг. Основные направления разработки спецификаций IMS – метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием.

Стандарты для метаданных определяют минимальный набор атрибутов, необходимый для организации, определения местонахождения и оценки учебных объектов. Значимыми атрибутами учебных объектов являются тип объекта, имя автора объекта, имя владельца объекта, сроки распространения и формат объекта. По мере необходимости эти стандарты могут также включать в себя описание атрибутов педагогического характера – таких как стиль преподавания или взаимодействия преподавателя с учеником, получаемый уровень знаний и уровень предварительной подготовки.

Созданная IMS информационная модель упаковки содержания (УС) описывает структуры данных, призванные обеспечить совместимость материалов, созданных при помощи интернета, с инструментальными средствами разработки содержания, системами организации обучения (learning management systems - LMS) и так называемыми рабочими средами, или оперативными средствами управления выполнением программ (run-time environments). Модель УС IMS создана для определения стандартного набора структур, которые можно использовать для обмена учебными материалами.

Спецификация совместимости вопросов и систем тестирования IMS описывает структуры данных, обеспечивающие совместимость вопросов и систем тестирования, созданных на основе использования интернета. Главная цель этой спецификации – дать пользователям возможность импортировать и экспортировать материалы с вопросами и тестами, а также обеспечить совместимость содержания учебных программ с системами оценки.

Спецификация управления содержанием, подготовленная IMS, устанавливает стандартную процедуру обмена данными между компонентами содержания учебных программ и рабочими средами.

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/9_bogomolov.htm