Дистанционное обучение — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | <span id="begin"></span><div align="justify">Дистанционное обучение обладает важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения | + | <span id="begin"></span><div align="justify">Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков. Эти преимущества: |
+ | # '''Автоматизация''' — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно в мире, где количество нуждающихся в обучении людей постоянно растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся практически прежней. | ||
+ | # '''Универсальность''' — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Это начиналось с места и обстановки, в которой проходит обучение. Теперь для большинства обучающих активностей это время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Всё чаще мы говорим о мультиплатформенном обучении — компьютер, планшет, мобильный телефон. И, конечно, постоянно возрастает количество самих методов обучения и развития. | ||
+ | |||
+ | Индивидуализация обучения особенно важна в обучении взрослых. Во-первых, психика взрослого уже сформирована, ей тяжелее изменяться под влиянием новых знаний и навыков. Во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения. В-третьих, обучение не является основной деятельностью, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению. Если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. | ||
Версия 10:12, 29 декабря 2014
- Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно в мире, где количество нуждающихся в обучении людей постоянно растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся практически прежней.
- Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Это начиналось с места и обстановки, в которой проходит обучение. Теперь для большинства обучающих активностей это время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Всё чаще мы говорим о мультиплатформенном обучении — компьютер, планшет, мобильный телефон. И, конечно, постоянно возрастает количество самих методов обучения и развития.
Индивидуализация обучения особенно важна в обучении взрослых. Во-первых, психика взрослого уже сформирована, ей тяжелее изменяться под влиянием новых знаний и навыков. Во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения. В-третьих, обучение не является основной деятельностью, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению. Если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным.
Содержание
Дистанционные методы обучения и развития
Анализ знаний и навыков
- Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
- Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
- Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
- Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
- Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
Обучение и развитие
- База знаний, форумы — позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
- Дистанционные курсы (симуляторы, эмуляторы) — последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме педагогического дизайна
- Вебинары (а также: телеприсутствие, чаты) — методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
- Тестирование — в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
- Методы геймификации — применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с методами оценки
Оценка эффективности обучения
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения:
- 1956, Таксономия Блума
- 1959, Модель Киркпатрика
- 1962, Модель Тайлера — Objectives Approach (Целевой подход)
- 1966, Модель Стафлбима — CIPP ("Context, Input, Process, Product" — Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)
- 1966, Модель Провуса — Discrepancy Evaluation Model (Модель оценки расхождений)
- 1970, Модель Бёрда — CIRO ("Content, Input, Reaction, Outcome" — Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)
- 1995, Модель Кауфмана — Five Levels of Evaluation (Пятиуровневая оценка)
- 1997, Модель Джека Филлипса — ROI (Return of Investment — Возвращение инвестиций)
- 1967, Модель Роберта Стейка — Countenance Model (Модель поощрения)
- 1967, Модель Скривенса — Focus On Outcomes (Фокусировка на результатах)
- 1985, Модель Губы и Линкольна — Naturalistic Inquiry (Натуралистический запрос)
- 1990, Модель Брюса Аарона — V-Model (V-модель)
Направления и модели педагогического дизайна
Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
- Педагогический дизайн (Instructional Design)
- 1970, Педагогическая разработка обучающих систем (Instructional Development Learning System — IDLS)
- 1975, Модель системного подхода (Dick and Carey Systems Approach Model)
- 1985, Модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)
- 1994, Модель Моррисона-Росса-Кемпа (Morrison/Ross/Kemp Model)
- 1996, Общая модель педагогического дизайна (Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)
- 1998, Теория обратного дизайна (Wiggins Theory of backward design)
- 2010, Модель OAR (Objectives-Activities-Resources — Цели-Активности-Ресурсы)
- Мотивационный дизайн (Motivational Design)
- 1983, Модель ARCS (Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction — Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)
- 2006, Модель мотивации возможностей (Motivating Opportunities Model)
Программное обеспечение дистанционного обучения
Программы для дистанционного тестирования
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
- Платные и условно бесплатные программы:
- AVELife TestGold Studio — AVELife
- NetSupport School — NetSupport Ltd
- TestWizard — TestWizard
- Veral Test — Veralsoft
- С открытым кодом и бесплатные программы:
- AVELife TestGold Agent — AVELife
- Hot Potatoes — University of Victoria
- TAO — University of Luxembourg et al.
- Айрен — Останин Сергей
Редакторы дистанционных курсов
Данный тип программ позволяет создавать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.
- Adobe Captivate
- Advanced SCORM Editor
- Articulate Storyline
- Articulate Studio
- Camtasia Studio
- ContentGenerator
- CourseLab
- Document Suite
- Easygenerator
- eAuthor CBT
- eXe
- iSpring Free
- iSpring Suite
- LCMS Sana EasyGenerator
- Lectora
- Microsoft LCDS
- REDCLASS Course
- Reload Editor
- SAP Tutor
- SCIARY
- Tuto Active Process
- Udutu
- Wondershare Rapid E-Learning Suite Pro
- Xerte
Системы дистанционного обучения
Данный тип ПО позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение.
- Коммерческие СДО:
- eLearning 4G — Корпоративные Системы Обучения
- Mirapolis LMS — Мираполис (Mirapolis)
- OpenClass — Google
- SharePoint LMS — Belitsoft
- WebTutor — WebSoft
- СДО с открытым кодом:
- Claroline — Consortium Claroline
- Dokeos — Dokeos Community Edition
- Moodle — Moodle Pty LTD
- Sakai — University of Michigan et al.
- TrainingWare — Корпоративные Системы Обучения
Комплексные коммерческие решения
Данный тип ПО представляет собой комплексы связанных друг с другом программ для обучения сотрудников.
- 1C:Электронное обучение — 1C
- Adobe Acrobat Connect Pro — Adobe Systems
- Google Apps for Education — Google
- Mirapolis HCM — Мираполис (Mirapolis)
- МИОС — Ситроникс
Платформы для синхронного обучения
- COMDI
- iWebinar — Корпоративные Системы Обучения
- HiTech OWC — HiTech Telecom
- NetSupport Assist — NetSupport
- SeeMedia
- Smart Bridgit, SMART Notebook — SMART Technologies
- Webex — Cisco
- Webils
Онлайн-сервисы
- Онлайн-обучение:
- e-КМ-Школа
- goFLUENT
- MyLMS — WebTutor
- Универсиалити
- Онлайн-тестирование:
- Online Test Pad
- Testserver.Pro
- http://master-test.net/
- АИССТ — Оренбургский Государственный Университет
- https://mettl.com/
- http://examinationonline.com/
- http://www.classmarker.com/
Стандарты дистанционного обучения
http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-2011-03-22-11-42-54