Дистанционное обучение — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
(Системы дистанционного обучения)
 
(не показаны 44 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
<div style="float:right; margin-left:15px;">__TOC__</div>
+
{{Начало0}}
<span id="begin"></span><div align="justify">
+
==Отличия и преимущества дистанционного обучения==
+
===Индивидуализация обучения===
+
''Индивидуализация'' особенно важна в обучении взрослых:
+
 
+
* во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
+
 
+
* во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
+
 
+
* в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
+
 
+
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. '''Индивидуализация обучения''' является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.
+
 
+
===Автоматизация и универсальность===
+
'''Дистанционное обучение''' обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере ''индивидуализирующими'' процесс приобретения знаний и навыков:
+
* ''Автоматизация'' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней''.
+
* ''Универсальность'' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были ''география и обстановка'', в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; с помощью ''компьютера, планшета, мобильного телефона''. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
+
 
+
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
+
 
+
==Дистанционные методы обучения и развития==
+
Могут применяться дистанционно &mdash; через интернет, в пределах предприятия &mdash; через локальную сеть, и очно &mdash; в помещении, оборудованном компьютерами.
+
===Анализ знаний и навыков===
+
Преимущество &mdash; богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток &mdash; необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
+
* [[Электронное тестирование|Тестирование]] (последовательное, разветвлённое) &mdash; возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
+
* [[Анкетирование]] &mdash; возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
+
* [[Оценка 360|Оценка 360&deg;]] ([[оценка 270|270&deg;]], [[оценка 180|180&deg;]], [[оценка 90|90&deg;]]) &mdash; возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
+
* [[Эмуляторы|Задачи в эмуляции]] &mdash; возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
+
* [[Геймификация]] &mdash; использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
+
 
+
===Обучение и развитие===
+
Преимущество &mdash; количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток &mdash; более сложная организация обратной связи.
+
* [[База знаний]], [[форумы]] &mdash; позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
+
* [[Дистанционные курсы]] ([[симуляторы]], [[эмуляторы]]) &mdash; последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме [[#Направления и модели педагогического дизайна|педагогического дизайна]]
+
* [[Вебинары]] (а также: [[телеприсутствие]], [[чаты]]) &mdash; методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
+
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
+
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
+
* [[Краудсорсинг]] &mdash; обсуждение задач и/или поиск решений группой людей в пределах какого-либо сервиса.
+
 
+
===Оценка эффективности обучения===
+
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
+
* 1956, [[Таксономия Блума]]
+
* 1959, [[Модель Киркпатрика]]
+
** 1962, [[Модель Тайлера]] &mdash; Objectives Approach <font color="999999">(Целевой подход)</font>
+
** 1966, [[Модель Стафлбима CIPP|Модель Стафлбима]] &mdash; CIPP <font color="999999">("Context, Input, Process, Product" &mdash; Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)</font>
+
** 1966, [[Модель Провуса Discrepancy Evaluation Model|Модель Провуса]] &mdash; Discrepancy Evaluation Model <font color="999999">(Модель оценки расхождений)</font>
+
** 1970, [[Модель Бёрда и Ракхем CIRO|Модель Бёрда]] &mdash; CIRO <font color="999999">("Content, Input, Reaction, Outcome" &mdash; Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)</font>
+
** 1995, [[Модель Кауфмана Five Levels of Evaluation|Модель Кауфмана]] &mdash; Five Levels of Evaluation <font color="999999">(Пятиуровневая оценка)</font>
+
** 1997, [[Модель Джека Филлипса ROI|Модель Джека Филлипса]] &mdash; ROI <font color="999999">(Return of Investment &mdash; Возвращение инвестиций)</font>
+
* 1967, [[Модель Роберта Стейка Countenance Model|Модель Роберта Стейка]] &mdash; Countenance Model <font color="999999">(Модель поощрения)</font>
+
* 1967, [[Модель Скривенса]] &mdash; Focus On Outcomes <font color="999999">(Фокусировка на результатах)</font>
+
* 1985, [[Модель Губы и Линкольна Naturalistic Inquiry|Модель Губы и Линкольна]] &mdash; Naturalistic Inquiry <font color="999999">(Натуралистический запрос)</font>
+
* 1990, [[Модель Брюса Аарона V Model|Модель Брюса Аарона]] &mdash; V-Model <font color="999999">(V-модель)</font>
+
 
+
&nbsp;
+
 
+
==Направления и модели педагогического дизайна==
+
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
+
===[[Дизайн обучающих материалов]]===
+
''Instructional Design'' &mdash; дословный перевод "дизайн инструкций".
+
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
+
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
+
* 1985, [[Модель ADDIE]] <font color="999999">(Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation &mdash; Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)</font>
+
* 1994, [[Модель Моррисона-Росса-Кемпа]] <font color="999999">(Morrison/Ross/Kemp Model)</font>
+
* 1996, [[Общая модель педагогического дизайна]] <font color="999999">(Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)</font>
+
* 1998, [[Теория обратного дизайна]] <font color="999999">(Wiggins Theory of backward design)</font>
+
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
+
 
+
===[[Мотивационный дизайн]]===
+
''Motivational Design'' &mdash; мотивационный дизайн &mdash; продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.
+
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
+
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
+
 
+
&nbsp;
+
  
 
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
 
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
Строка 82: Строка 8:
  
 
{|
 
{|
|'''TOP9''' &nbsp; || СДО ||colspan="2"| рейтинг клиенториентированности
+
|- style="background-color:#666666; color:white;"
 +
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[eFront]]||style="width:90px;"| &mdash; 83% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Moodle]]|| &mdash; 80% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[OpenACS]]|| &mdash; 76% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[ATutor]]|| &mdash; 75% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[ILIAS]]|| &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[Dokeos]]|| &mdash; 63% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Sakai]]|| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[WebTutor]]||rowspan="2"| &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[LON-CAPA]]|| <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[JoomlaLMS]]||rowspan="2"| &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ОлимпОКС|Олимп:ОКС]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[Docebo]]|| &mdash; 46% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 
|-
 
|-
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[eFront]]|| &mdash; 83% || &mdash; бесплатная и коммерческая версии
+
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Системы дистанционного обучения#Системы дистанционного обучения: сравнение внешнее|сравнить с остальными СДО]]
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Moodle]]|| &mdash; 80% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[OpenACS]]|| &mdash; 76% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[ATutor]]|| &mdash; 75% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[ILIAS]]|| &mdash; 73% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[Dokeos]]|| &mdash; 63% || &mdash; бесплатная и коммерческая версии
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Sakai]]|| &mdash; 62% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[WebTutor]]|| &mdash; 60% || &mdash; коммерческая
+
|-
+
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[LON-CAPA]]|| &mdash; 60% || &mdash; бесплатная
+
|-
+
| ||colspan="3"| ... [[Системы дистанционного обучения#Внешнее сравнение систем дистанционного обучения|сравнить с другими СДО]]
+
 
|}
 
|}
  
Строка 108: Строка 41:
 
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
 
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
  
* '''С открытым кодом и бесплатные редакторы:'''
+
{|
** [[CourseLab 2-4|CourseLab 2.4]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
+
|- style="background-color:#999999; color:white;"
** [[eXeLearning]] <font color="999999">&mdash; CORE Education</font>
+
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
** [[iSpring Free]] <font color="999999">&mdash; iSpring Solutions</font>
+
|- style="background-color:#ccffcc;"
** [[Xerte]] <font color="999999">&mdash; University of Nottingham</font>
+
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[CourseLab]] ||style="width:90px;"| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё бесплатные редакторы]]
+
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
| [[iSpring]]|| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Xerte]] || &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[ActivePresenter]] || &mdash; 72% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="4"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[Adobe Captivate]] ||rowspan="4"| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Articulate Storyline]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Lectora]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ViewletBuilder]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[eXeLearning]] || &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[SoftChalk Create]] || &mdash; 57% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Document Suite]] || &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[Reload Editor]] ||rowspan="2"| &mdash; 42% || <font color="999999">&mdash; бесплатная
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
| [[ToolBook]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[GOMO]] || &mdash; 37% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[eAuthor CBT]] || &mdash; 35% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|-
 +
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Редакторы дистанционных курсов#Редакторы дистанционных курсов: сравнение внешнее|сравнить с остальными редакторами]]
 +
|}
  
* '''Платные и условно бесплатные редакторы:'''
+
===[[Программы для конвертации в Flash и HTML5]]===
** [[Adobe Captivate]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Плагины MS PowerPoint|Плагины MS PowerPoint]]
** [[Articulate Storyline]] <font color="999999">&mdash; Articulate</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в формат Flash|Конвертация MS PowerPoint в формат Flash]]
** [[CourseLab]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в HTML5|Конвертация MS PowerPoint в HTML5]]
** [[Lectora Inspire]] <font color="999999">&mdash; Trivantis</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в видео|Конвертация MS PowerPoint в видео]]
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё коммерческие редакторы]]
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация других форматов в HTML5|Конвертация других форматов в HTML5]]
 +
 
 +
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
 +
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
 +
 
 +
* '''С открытым кодом и бесплатные программы''':
 +
** [[AVELife TestGold Agent]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 +
** [[Hot Potatoes]] <font color="999999">&mdash; University of Victoria</font>
 +
** [[TAO]] <font color="999999">&mdash; University of Luxembourg et al.</font>
 +
** [[Айрен]] <font color="999999">&mdash; Останин Сергей</font>
 +
:... [[Дистанционное тестирование#Программы с открытым кодом и бесплатные (Open source software & Freeware)|ещё бесплатные программы]]
 +
 
 +
* '''Платные и условно бесплатные программы''':
 +
** [[AVELife TestGold Studio]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 +
** [[NetSupport School]] <font color="999999">&mdash; NetSupport Ltd</font>
 +
** [[TestWizard]] <font color="999999">&mdash; TestWizard</font>
 +
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 +
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
  
 
===[[Программы для записи с экрана]]===
 
===[[Программы для записи с экрана]]===
Строка 140: Строка 120:
  
 
===[[Программы для видеомонтажа]] (-)===
 
===[[Программы для видеомонтажа]] (-)===
 
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
 
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
 
 
* '''С открытым кодом и бесплатные программы''':
 
** [[AVELife TestGold Agent]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 
** [[Hot Potatoes]] <font color="999999">&mdash; University of Victoria</font>
 
** [[TAO]] <font color="999999">&mdash; University of Luxembourg et al.</font>
 
** [[Айрен]] <font color="999999">&mdash; Останин Сергей</font>
 
:... [[Дистанционное тестирование#Программы с открытым кодом и бесплатные (Open source software & Freeware)|ещё бесплатные программы]]
 
 
* '''Платные и условно бесплатные программы''':
 
** [[AVELife TestGold Studio]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 
** [[NetSupport School]] <font color="999999">&mdash; NetSupport Ltd</font>
 
** [[TestWizard]] <font color="999999">&mdash; TestWizard</font>
 
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
 
  
 
&nbsp;
 
&nbsp;
Строка 171: Строка 134:
  
 
* '''СДО-каталоги''':
 
* '''СДО-каталоги''':
 +
** [[Викиверситет]]
 
** [[Элитариум 2 0|Элитариум 2.0]] <font color="999999">&mdash; Элитариум</font>
 
** [[Элитариум 2 0|Элитариум 2.0]] <font color="999999">&mdash; Элитариум</font>
 
** [[Businesslearning ru|Businesslearning.ru]] <font color="999999">&mdash; Альянс Медиа</font>
 
** [[Businesslearning ru|Businesslearning.ru]] <font color="999999">&mdash; Альянс Медиа</font>
Строка 194: Строка 158:
 
===Разработка курсов онлайн===
 
===Разработка курсов онлайн===
 
Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым [[#Стандарты и организации|стандартам]] в режиме онлайн.
 
Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым [[#Стандарты и организации|стандартам]] в режиме онлайн.
 +
* Articulate Online <font color="999999">(commercial) &mdash; Articulate</font>
 
* [[Claro]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Claro</font>
 
* [[Claro]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Claro</font>
 
* [[Composica]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Quarbon</font>
 
* [[Composica]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Quarbon</font>
 
* [[Easygenerator]] <font color="999999">(freeware, commercial) &mdash; easygenerator</font>
 
* [[Easygenerator]] <font color="999999">(freeware, commercial) &mdash; easygenerator</font>
 +
* Lectora Online
 
* [[MyUdutu]] <font color="999999">(freeware) &mdash; Udutu</font>
 
* [[MyUdutu]] <font color="999999">(freeware) &mdash; Udutu</font>
  
Строка 246: Строка 212:
  
 
===[[Законы и постановления#Дистанционное обучение|Законы и постановления]] (-)===
 
===[[Законы и постановления#Дистанционное обучение|Законы и постановления]] (-)===
 +
 +
&nbsp;
  
 
==[[Теории и концепции обучения]] (-)==
 
==[[Теории и концепции обучения]] (-)==
 +
 +
&nbsp;
 +
 +
==Отличия и преимущества дистанционного обучения==
 +
===Индивидуализация обучения===
 +
''Индивидуализация'' особенно важна в обучении взрослых:
 +
 +
* во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
 +
 +
* во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
 +
 +
* в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
 +
 +
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. '''Индивидуализация обучения''' является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.
 +
 +
===Автоматизация и универсальность===
 +
'''Дистанционное обучение''' обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере ''индивидуализирующими'' процесс приобретения знаний и навыков:
 +
* ''Автоматизация'' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней''.
 +
* ''Универсальность'' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были ''география и обстановка'', в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; с помощью ''компьютера, планшета, мобильного телефона''. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
 +
 +
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
 +
 +
==Дистанционные методы обучения и развития==
 +
Могут применяться дистанционно &mdash; через интернет, в пределах предприятия &mdash; через локальную сеть, и очно &mdash; в помещении, оборудованном компьютерами.
 +
===Анализ знаний и навыков===
 +
Преимущество &mdash; богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток &mdash; необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
 +
* [[Электронное тестирование|Тестирование]] (последовательное, разветвлённое) &mdash; возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
 +
* [[Анкетирование]] &mdash; возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
 +
* [[Оценка 360|Оценка 360&deg;]] ([[оценка 270|270&deg;]], [[оценка 180|180&deg;]], [[оценка 90|90&deg;]]) &mdash; возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
 +
* [[Эмуляторы|Задачи в эмуляции]] &mdash; возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
 +
* [[Геймификация]] &mdash; использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
 +
 +
===Обучение и развитие===
 +
Преимущество &mdash; количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток &mdash; более сложная организация обратной связи.
 +
* [[База знаний]], [[форумы]] &mdash; позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
 +
* [[Дистанционные курсы]] ([[симуляторы]], [[эмуляторы]]) &mdash; последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме [[#Направления и модели педагогического дизайна|педагогического дизайна]]
 +
* [[Вебинары]] (а также: [[телеприсутствие]], [[чаты]]) &mdash; методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
 +
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
 +
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
 +
* [[Краудсорсинг]] &mdash; обсуждение задач и/или поиск решений группой людей в пределах какого-либо сервиса.
 +
 +
===Оценка эффективности обучения===
 +
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
 +
* 1956, [[Таксономия Блума]]
 +
* 1959, [[Модель Киркпатрика]]
 +
** 1962, [[Модель Тайлера]] &mdash; Objectives Approach <font color="999999">(Целевой подход)</font>
 +
** 1966, [[Модель Стафлбима CIPP|Модель Стафлбима]] &mdash; CIPP <font color="999999">("Context, Input, Process, Product" &mdash; Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)</font>
 +
** 1966, [[Модель Провуса Discrepancy Evaluation Model|Модель Провуса]] &mdash; Discrepancy Evaluation Model <font color="999999">(Модель оценки расхождений)</font>
 +
** 1970, [[Модель Бёрда и Ракхем CIRO|Модель Бёрда]] &mdash; CIRO <font color="999999">("Content, Input, Reaction, Outcome" &mdash; Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)</font>
 +
** 1995, [[Модель Кауфмана Five Levels of Evaluation|Модель Кауфмана]] &mdash; Five Levels of Evaluation <font color="999999">(Пятиуровневая оценка)</font>
 +
** 1997, [[Модель Джека Филлипса ROI|Модель Джека Филлипса]] &mdash; ROI <font color="999999">(Return of Investment &mdash; Возвращение инвестиций)</font>
 +
* 1967, [[Модель Роберта Стейка Countenance Model|Модель Роберта Стейка]] &mdash; Countenance Model <font color="999999">(Модель поощрения)</font>
 +
* 1967, [[Модель Скривенса]] &mdash; Focus On Outcomes <font color="999999">(Фокусировка на результатах)</font>
 +
* 1985, [[Модель Губы и Линкольна Naturalistic Inquiry|Модель Губы и Линкольна]] &mdash; Naturalistic Inquiry <font color="999999">(Натуралистический запрос)</font>
 +
* 1990, [[Модель Брюса Аарона V Model|Модель Брюса Аарона]] &mdash; V-Model <font color="999999">(V-модель)</font>
 +
 +
&nbsp;
 +
 +
==Направления и модели педагогического дизайна==
 +
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
 +
===[[Дизайн обучающих материалов]]===
 +
''Instructional Design'' &mdash; дословный перевод "дизайн инструкций".
 +
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
 +
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
 +
* 1985, [[Модель ADDIE]] <font color="999999">(Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation &mdash; Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)</font>
 +
* 1994, [[Модель Моррисона-Росса-Кемпа]] <font color="999999">(Morrison/Ross/Kemp Model)</font>
 +
* 1996, [[Общая модель педагогического дизайна]] <font color="999999">(Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)</font>
 +
* 1998, [[Теория обратного дизайна]] <font color="999999">(Wiggins Theory of backward design)</font>
 +
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
 +
 +
===[[Мотивационный дизайн]]===
 +
''Motivational Design'' &mdash; мотивационный дизайн &mdash; продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.
 +
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
 +
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
 
</div>
 
</div>

Текущая версия на 19:50, 11 мая 2015

Содержание

Программное обеспечение дистанционного обучения

Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.

Системы дистанционного обучения

Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 eFront — 83% — бесплатная и коммерческая версии
2 Moodle — 80% — бесплатная
3 OpenACS — 76% — бесплатная
4 ATutor — 75% — бесплатная
5 ILIAS — 73% — бесплатная
6 Dokeos — 63% — бесплатная и коммерческая версии
7 Sakai — 62% — бесплатная
8 WebTutor — 60% — коммерческая
LON-CAPA — бесплатная
9 JoomlaLMS — 56% — коммерческая
Олимп:ОКС — коммерческая
10 Docebo — 46% — коммерческая
... сравнить с остальными СДО

Редакторы дистанционных курсов

Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 CourseLab — 100% — бесплатная и коммерческая версии
iSpring — 100% — бесплатная и коммерческая версии
2 Xerte — 73% — бесплатная
3 ActivePresenter — 72% — коммерческая
4 Adobe Captivate — 62% — коммерческая
Articulate Storyline — коммерческая
Lectora — коммерческая
ViewletBuilder — коммерческая
5 eXeLearning — 60% — бесплатная
6 SoftChalk Create — 57% — бесплатная
7 Document Suite — 56% — бесплатная
8 Reload Editor — 42% — бесплатная
ToolBook — коммерческая
9 GOMO — 37% — коммерческая
10 eAuthor CBT — 35% — коммерческая
... сравнить с остальными редакторами

Программы для конвертации в Flash и HTML5

Программы для дистанционного тестирования

Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для записи с экрана

Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для видеомонтажа (-)

 

Онлайн-сервисы дистанционного обучения

СДО онлайн

Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.

... ещё СДО-платформы
... ещё СДО-каталоги
... ещё тематические СДО

Онлайн-тестирование

Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.

  ... ещё платформы онлайн-тестирования

Разработка курсов онлайн

Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым стандартам в режиме онлайн.

  • Articulate Online (commercial) — Articulate
  • Claro (commercial) — Claro
  • Composica (commercial) — Quarbon
  • Easygenerator (freeware, commercial) — easygenerator
  • Lectora Online
  • MyUdutu (freeware) — Udutu

Платформы для вебинаров

Вебинар — это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.

... ещё платные платформы
... ещё бесплатные платформы

Виртуальные классы

Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.

  ... ещё виртуальные классы

Деловые игры (-)

 

Языки и стандарты в дистанционном обучении

Языки вёрстки и программирования

Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.

Стандарты и организации

Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.

  • AICC — Aviation Industry CBT Committee
  • ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe
  • DCMI — The Dublin Core Metadata Initiative
  • IMS — Global Learning Consortium
  • LRN — Microsoft
  • LTSC — Institute of Electrical and Electronic Engineers
  • SCORM — Advanced Distributed Learning
  • Tin Can API — Advanced Distributed Learning

Законы и постановления (-)

 

Теории и концепции обучения (-)

 

Отличия и преимущества дистанционного обучения

Индивидуализация обучения

Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:

  • во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
  • во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
  • в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.

Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. Индивидуализация обучения является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.

Автоматизация и универсальность

Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:

  • Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней.
  • Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были география и обстановка, в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении — с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.

Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.

Дистанционные методы обучения и развития

Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.

Анализ знаний и навыков

Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.

  • Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
  • Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
  • Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
  • Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
  • Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.

Обучение и развитие

Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.

Оценка эффективности обучения

Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.

 

Направления и модели педагогического дизайна

Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.

Дизайн обучающих материалов

Instructional Design — дословный перевод "дизайн инструкций".

Мотивационный дизайн

Motivational Design — мотивационный дизайн — продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.

</div>