Дистанционное обучение

Материал из Maximedia
Версия от 21:52, 12 апреля 2015; Admin (обсуждение | вклад) (Редакторы дистанционных курсов)

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Программное обеспечение дистанционного обучения

Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.

Системы дистанционного обучения

Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 eFront — 83% — бесплатная и коммерческая версии
2 Moodle — 80% — бесплатная
3 OpenACS — 76% — бесплатная
4 ATutor — 75% — бесплатная
5 ILIAS — 73% — бесплатная
6 Dokeos — 63% — бесплатная и коммерческая версии
7 Sakai — 62% — бесплатная
8 WebTutor — 60% — коммерческая
LON-CAPA — 60% — бесплатная
9 JoomlaLMS — 56% — коммерческая
Олимп:ОКС — 56% — коммерческая
10 Docebo — 46% — коммерческая
... сравнить с остальными СДО

Редакторы дистанционных курсов

Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 CourseLab — 100% — бесплатная и коммерческая версии
iSpring — 100% — бесплатная и коммерческая версии
2 Xerte — 73% — бесплатная
3 ActivePresenter — 72% — коммерческая
4 Adobe Captivate — 62% — коммерческая
Articulate Storyline — 62% — коммерческая
Lectora — 62% — коммерческая
ViewletBuilder — 62% — коммерческая
5 eXeLearning — 60% — бесплатная
6 SoftChalk Create — 57% — бесплатная
7 Document Suite — 56% — бесплатная
8 Reload Editor — 42% — бесплатная
ToolBook — 42% — коммерческая
9 GOMO — 37% — коммерческая
10 eAuthor CBT — 35% — коммерческая
... сравнить с остальными редакторами

Программы для записи с экрана

Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для видеомонтажа (-)

Программы для дистанционного тестирования

Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

 

Онлайн-сервисы дистанционного обучения

СДО онлайн

Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.

... ещё СДО-платформы
... ещё СДО-каталоги
... ещё тематические СДО

Онлайн-тестирование

Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.

  ... ещё платформы онлайн-тестирования

Разработка курсов онлайн

Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым стандартам в режиме онлайн.

  • Articulate Online (commercial) — Articulate
  • Claro (commercial) — Claro
  • Composica (commercial) — Quarbon
  • Easygenerator (freeware, commercial) — easygenerator
  • Lectora Online
  • MyUdutu (freeware) — Udutu

Платформы для вебинаров

Вебинар — это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.

... ещё платные платформы
... ещё бесплатные платформы

Виртуальные классы

Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.

  ... ещё виртуальные классы

Деловые игры (-)

 

Языки и стандарты в дистанционном обучении

Языки вёрстки и программирования

Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.

Стандарты и организации

Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.

  • AICC — Aviation Industry CBT Committee
  • ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe
  • DCMI — The Dublin Core Metadata Initiative
  • IMS — Global Learning Consortium
  • LRN — Microsoft
  • LTSC — Institute of Electrical and Electronic Engineers
  • SCORM — Advanced Distributed Learning
  • Tin Can API — Advanced Distributed Learning

Законы и постановления (-)

 

Теории и концепции обучения (-)

 

Отличия и преимущества дистанционного обучения

Индивидуализация обучения

Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:

  • во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
  • во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
  • в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.

Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. Индивидуализация обучения является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.

Автоматизация и универсальность

Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:

  • Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней.
  • Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были география и обстановка, в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении — с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.

Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.

Дистанционные методы обучения и развития

Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.

Анализ знаний и навыков

Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.

  • Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
  • Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
  • Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
  • Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
  • Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.

Обучение и развитие

Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.

Оценка эффективности обучения

Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.

 

Направления и модели педагогического дизайна

Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.

Дизайн обучающих материалов

Instructional Design — дословный перевод "дизайн инструкций".

Мотивационный дизайн

Motivational Design — мотивационный дизайн — продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.

</div>