Толкование сновидений — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 27 промежуточных версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
<center>
 
<center>
 
{| style="width:70%"
 
{| style="width:70%"
|style="width:50%"| &larr; [[Максим Филимонов, консультант#Психологическая|Медиатека]]
+
|style="width:50%"| &larr; [[Максим Филимонов, консультант#Психоанализ: Сигизмунд Шломо Фрейд (1856—1939)|Медиатека]]
 
|style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] &rarr;
 
|style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] &rarr;
 
|}
 
|}
Строка 8: Строка 8:
  
  
<div align=justify><table align=right border=0 style="border:solid 1px black; margin-left: 5px; margin-bottom:3px; width:405px;"><tr><td>
+
<div align=justify><table align=right border=0 style="border:solid 1px black; margin-left: 5px; margin-bottom:3px; width:432px;"><tr><td>
 
* [[Толкование сновидений|Предисловие]]
 
* [[Толкование сновидений|Предисловие]]
 
* [[Толкование сновидений: Введение|Введение]]
 
* [[Толкование сновидений: Введение|Введение]]
* [[Толкование сновидений: Предисловие ко второму изданию|Предисловие ко второму изданию]]
 
* [[Толкование сновидений: Предисловие к третьему изданию|Предисловие к третьему изданию]]
 
* [[Толкование сновидений: Предисловие к четвертому изданию|Предисловие к четвертому изданию]]
 
* [[Толкование сновидений: Предисловие к пятому изданию|Предисловие к пятому изданию]]
 
* [[Толкование сновидений: Предисловие к шестому изданию|Предисловие к шестому изданию]]
 
 
* [[Толкование сновидений: I Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)|I. Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)]]
 
* [[Толкование сновидений: I Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)|I. Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)]]
** [[Толкование сновидений: а) Отношение сновидения к бодрствованию|а) Отношение сновидения к бодрствованию]]
+
* [[Толкование сновидений: II Метод толкования сновидений|II. Метод толкования сновидений]]
** [[Толкование сновидений: б) Материал сновидения Память в сновидении|б) Материал сновидения. Память в сновидении]]
+
* [[Толкование сновидений: III Сновидение – осуществление желания|III. Сновидение – осуществление желания]]
</td></tr></table>
+
* [[Толкование сновидений: IV Искажающая деятельность сновидения|IV. Искажающая деятельность сновидения]]
 +
* [[Толкование сновидений: V Материал и источники сновидений|V. Материал и источники сновидений]]
 +
* [[Толкование сновидений: VII Психология процессов сновидения|VII. Психология процессов сновидения]]
 +
* [[Толкование сновидений: Указатель литературы|Указатель литературы]]
 +
* [[Толкование сновидений: Психоаналитическая литература проблемы сновидения|Психоаналитическая литература проблемы сновидения]]
 +
* [[Толкование сновидений: Зигмунд Фрейд|Зигмунд Фрейд]]</td></tr></table>
  
...</div>
+
I<br>
 +
Данте да Майяно &mdash; к стихотворцам
 +
 
 +
''Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.''<br>
 +
''Узнай, что мне красавица приснилась &mdash; та, что у сердца в пребольшой чести.''<br>
 +
''С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,''<br>
 +
''И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча &mdash; я убежден почти.''<br>
 +
''Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие &mdash; по всем приметам.''<br>
 +
''Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.''<br>
 +
 
 +
II<br>
 +
Данте Алигьери &mdash; к Данте да Майяно
 +
 
 +
''Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,''<br>
 +
''Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.''<br>
 +
''В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,''<br>
 +
''Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я &mdash; сойдусь во мненьях с вами.''<br>
 +
''Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.''<br>
 +
''А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.''<br>
 +
 
 +
<div align=right>'''''Данте Алигьери «Малые произведения»'''''</div>
 +
 
 +
 
 +
К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение &mdash; осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата &mdash; 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке &mdash; доля шутки, остальное &mdash; правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.
 +
 
 +
Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, &mdash; М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.
 +
 
 +
Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников &mdash; Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая &mdash; пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».
 +
 
 +
В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций &mdash; «Пересмотр теории сновидений» &mdash; дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что &mdash; второстепенным. Содержание второй лекции &mdash; «Сновидение и оккультизм» &mdash; достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий &mdash; всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.
 +
 
 +
Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени &mdash; с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.
 +
 
 +
<center>[[File:Freud1.jpg|link=]]<br>Robert Kastor Ручка, чернила, 1925</center>
 +
 
 +
Автограф З. Фрейда на рисунке:
 +
 
 +
''"There is no medicine against death, and against error no rule has been found"''
 +
 
 +
''"Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено"''</div>
 +
 
 +
 
 +
<center><hr width=70%>
 +
 
 +
{| style="width:70%"
 +
|style="width:50%"| &larr; [[Максим Филимонов, консультант#Психоанализ: Сигизмунд Шломо Фрейд (1856—1939)|Медиатека]]
 +
|style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] &rarr;
 +
|}</center>

Текущая версия на 15:35, 20 апреля 2014

Медиатека Введение


I
Данте да Майяно — к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась — та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча — я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие — по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

II
Данте Алигьери — к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,
Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я — сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»


К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение — осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата — 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке — доля шутки, остальное — правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, — М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников — Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая — пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций — «Пересмотр теории сновидений» — дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что — второстепенным. Содержание второй лекции — «Сновидение и оккультизм» — достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий — всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени — с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Freud1.jpg
Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

"There is no medicine against death, and against error no rule has been found"

"Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено"



Медиатека Введение