Толкование сновидений — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 20 промежуточных версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
<center> | <center> | ||
{| style="width:70%" | {| style="width:70%" | ||
− | |style="width:50%"| ← [[Максим Филимонов, консультант# | + | |style="width:50%"| ← [[Максим Филимонов, консультант#Психоанализ: Сигизмунд Шломо Фрейд (1856—1939)|Медиатека]] |
|style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] → | |style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] → | ||
|} | |} | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
− | <div align=justify><table align=right border=0 style="border:solid 1px black; margin-left: 5px; margin-bottom:3px; width: | + | <div align=justify><table align=right border=0 style="border:solid 1px black; margin-left: 5px; margin-bottom:3px; width:432px;"><tr><td> |
* [[Толкование сновидений|Предисловие]] | * [[Толкование сновидений|Предисловие]] | ||
* [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] | * [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
* [[Толкование сновидений: I Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)|I. Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)]] | * [[Толкование сновидений: I Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)|I. Научная литература по вопросу о сновидениях (до 1900 г.)]] | ||
− | + | * [[Толкование сновидений: II Метод толкования сновидений|II. Метод толкования сновидений]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: III Сновидение – осуществление желания|III. Сновидение – осуществление желания]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: IV Искажающая деятельность сновидения|IV. Искажающая деятельность сновидения]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: V Материал и источники сновидений|V. Материал и источники сновидений]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: VII Психология процессов сновидения|VII. Психология процессов сновидения]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: Указатель литературы|Указатель литературы]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: Психоаналитическая литература проблемы сновидения|Психоаналитическая литература проблемы сновидения]] | |
− | + | * [[Толкование сновидений: Зигмунд Фрейд|Зигмунд Фрейд]]</td></tr></table> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | I<br> | ||
+ | Данте да Майяно — к стихотворцам | ||
− | < | + | ''Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.''<br> |
+ | ''Узнай, что мне красавица приснилась — та, что у сердца в пребольшой чести.''<br> | ||
+ | ''С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,''<br> | ||
+ | ''И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча — я убежден почти.''<br> | ||
+ | ''Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие — по всем приметам.''<br> | ||
+ | ''Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.''<br> | ||
− | ...</div> | + | II<br> |
+ | Данте Алигьери — к Данте да Майяно | ||
+ | |||
+ | ''Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,''<br> | ||
+ | ''Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.''<br> | ||
+ | ''В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,''<br> | ||
+ | ''Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я — сойдусь во мненьях с вами.''<br> | ||
+ | ''Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.''<br> | ||
+ | ''А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.''<br> | ||
+ | |||
+ | <div align=right>'''''Данте Алигьери «Малые произведения»'''''</div> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение — осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата — 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке — доля шутки, остальное — правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. | ||
+ | |||
+ | Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, — М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий. | ||
+ | |||
+ | Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников — Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая — пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ». | ||
+ | |||
+ | В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций — «Пересмотр теории сновидений» — дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что — второстепенным. Содержание второй лекции — «Сновидение и оккультизм» — достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий — всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма. | ||
+ | |||
+ | Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени — с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов. | ||
+ | |||
+ | <center>[[File:Freud1.jpg|link=]]<br>Robert Kastor Ручка, чернила, 1925</center> | ||
+ | |||
+ | Автограф З. Фрейда на рисунке: | ||
+ | |||
+ | ''"There is no medicine against death, and against error no rule has been found"'' | ||
+ | |||
+ | ''"Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено"''</div> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <center><hr width=70%> | ||
+ | |||
+ | {| style="width:70%" | ||
+ | |style="width:50%"| ← [[Максим Филимонов, консультант#Психоанализ: Сигизмунд Шломо Фрейд (1856—1939)|Медиатека]] | ||
+ | |style="width:50%; text-align:right;"| [[Толкование сновидений: Введение|Введение]] → | ||
+ | |}</center> |
Текущая версия на 15:35, 20 апреля 2014
← Медиатека | Введение → |
I
Данте да Майяно — к стихотворцам
Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась — та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча — я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие — по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.
II
Данте Алигьери — к Данте да Майяно
Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,
Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я — сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.
К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение — осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата — 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке — доля шутки, остальное — правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.
Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, — М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.
Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников — Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая — пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».
В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций — «Пересмотр теории сновидений» — дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что — второстепенным. Содержание второй лекции — «Сновидение и оккультизм» — достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий — всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.
Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени — с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.
Robert Kastor Ручка, чернила, 1925
Автограф З. Фрейда на рисунке:
"There is no medicine against death, and against error no rule has been found"
"Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено"
← Медиатека | Введение → |