Шастра — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Ша́стра (санскр. शस्त्र, śastra, «призыв, гимн», также «меч, нож, оружие» ) | + | <div align="justify">Ша́стра (санскр. शस्त्र, śastra, «призыв, гимн», также «меч, нож, оружие» ) — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях, в частности, в буддизме; комментарий к сутре. В более широком смысле шастра — знание о каком либо предмете или узкой области науки, например, обозначение умения владения каким-либо типом оружия (например, астра-шастра (санскр. अस्त्र, astra, «виды метательного оружия»). |
Источник: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Шастра Википедия] | Источник: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Шастра Википедия] | ||
+ | |||
+ | ШАСТРА (от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство (в сфере знаний)") — отрасли специальных теоретич. знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от "искусств и умений" (кала, видья) освоение Ш. требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII вв. разделения на теоретич. Трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму Ш. В основу Ш. как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст {сутры; карики — в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в Ш. Затем в ходе веков в нек-рых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов. | ||
+ | |||
+ | В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бьвают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пишут осн. тексты заново. Язык Ш. — крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка Ш. надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание Ш. в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших Ш., помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-Ш.); законоуложения (дхарма-Ш.); эротика (кама-Ш.). | ||
+ | |||
+ | Источник: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/770/ШАСТРА Словарь индуизма]</div> |
Версия 18:28, 28 января 2016
Источник: Википедия
ШАСТРА (от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство (в сфере знаний)") — отрасли специальных теоретич. знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от "искусств и умений" (кала, видья) освоение Ш. требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII вв. разделения на теоретич. Трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму Ш. В основу Ш. как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст {сутры; карики — в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в Ш. Затем в ходе веков в нек-рых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов.
В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бьвают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пишут осн. тексты заново. Язык Ш. — крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка Ш. надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание Ш. в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших Ш., помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-Ш.); законоуложения (дхарма-Ш.); эротика (кама-Ш.).
Источник: Словарь индуизма