Шахматы — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
(Шахматные зевки)
(Шахматные зевки)
Строка 14: Строка 14:
  
 
* '''Начальные вопросы''' (алгоритм "МАТ-ВЗЯТЬ-ПРИКРЫТЬ-УГРОЗА"):
 
* '''Начальные вопросы''' (алгоритм "МАТ-ВЗЯТЬ-ПРИКРЫТЬ-УГРОЗА"):
*# Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упражнения''': интерактивные [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], статичные: [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'')
+
*# Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упражнения''': интерактивные [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], [http://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 2] статичные: [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'')
 
*# Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
 
*# Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
 
*# Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?
 
*# Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?

Версия 23:57, 15 декабря 2014

Главным фактором при выборе хода является оценка позиции.

Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться комбинировать и лишь затем пробовать играть позиционно.

Важным понятием является шахматный зевок, который понимается как просмотр простой (двух-, трёхходовой) комбинации соперника.

Таким образом, можно выделить три последовательных уровня игры:

  1. шахматные зевки
  2. комбинационная (тактическая) игра
  3. позиционная (стратегическая) игра

Шахматные зевки

Зевок — это потеря фигуры или угроза мата.

  • Начальные вопросы (алгоритм "МАТ-ВЗЯТЬ-ПРИКРЫТЬ-УГРОЗА"):
    1. Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? (упражнения: интерактивные 1, 2 статичные: 1, 2, 3, 4, 5, 6)
    2. Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
    3. Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?
    4. Находится ли поле моего хода под угрозой?
  • Для развития навыка нужно учиться отвечать на вопросы:
    • Как можно сделать мат в 2 хода? как противник может сделать мат в 2 хода? (упражнения: 01)
    • Как можно сделать мат в 3 хода? как противник может сделать мат в 3 хода? (упражнения: 01)
    • Может ли соперник выгодно обменять фигуру? могу ли я выгодно обменять фигуру?
    • Может ли соперник выгодно обменять фигуру в 2 хода? могу ли я?

Комбинации

По определению Ботвинника комбинация — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).

Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения комбинации без жертвы будут здесь называться тактическими приёмами.

Тактические приёмы

связывание -- прямое, косвенное, самосвязыване вскрытый шах двойной шах двойной удар

Оценка позиции

  1. Оценка позиции по частям партии:
    1. по готовности выполнять задачи в трёх частях партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль);
    2. по готовности фигур к выполнению идеальной игровой нагрузки (пешка, офицер, конь, ладья, ферзь, король).
  2. Оценка позиции по вербальным показателям:
    1. изучение позиции по цвету;
      • 1-й этап: анализ только за белые фигуры;
      • 2-й этап: анализ только за чёрные фигуры;
      • 3-й этап: сравнение позиции белых и чёрных фигур;
    2. изучение позиции по смысловой нагрузке флангов:
      • 1-й этап: анализ расположения фигур королевского фланга (полка защиты);
      • 2-й этап: анализ расположения фигур ферзёвого фланга (полка атаки);
      • 3-й этап: взаимосвязь координации двух флангов (на пути к гармонии);
    3. оценка попарным сравнением фигур и пешек (шахматный прессинг одноимённых фигур);
  3. Оценка позиции по Котову:
    1. анализ позиции по материалу;
    2. анализ позиции по элементам пространства;
    3. дерево расчёта с выбором хода.
  4. Оценка позиции по Чеботарёву:
    1. анализ по статическим элементам (пространство, материя);
    2. анализ позиции с учётом динамики.
  5. Оценка позиции по зонам важности:
    1. зона короля;
    2. зона центра;
    3. зона фланга;
    4. по материалу.

Источники

В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)