Шахматы — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
(Комбинации)
 
(не показано 39 промежуточных версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
<div align="justify">Главным фактором при выборе хода является '''оценка позиции'''.
+
{{Начало0}}
 +
 
 +
{| width=246 align=right
 +
|<pgn autoplayMode=game showMoves=hidden >1. e4 c5 2. Nf3 e6 3. d4 cxd4</pgn>
 +
|}
 +
 
 +
Главным фактором при выборе хода является '''оценка позиции'''.
  
 
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно.
 
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно.
Строка 9: Строка 15:
 
# [[#Комбинации и тактические приёмы|тактическая комбинационная игра]]
 
# [[#Комбинации и тактические приёмы|тактическая комбинационная игра]]
 
# [[#Оценка позиции|стратегическая позиционная игра]]<p>
 
# [[#Оценка позиции|стратегическая позиционная игра]]<p>
 +
 +
проба шаблона:
 +
{{Chess diagram|=
 +
| tright
 +
|
 +
|=
 +
8 |rd|nd|bd|qd|kd|bd|nd|rd|=
 +
7 |pd|pd|pd|pd|pd|pd|pd|pd|=
 +
6 |  |  |  |  |  |  |  |  |=
 +
5 |  |  |  |  |  |  |  |  |=
 +
4 |  |  |  |  |  |  |  |  |=
 +
3 |  |  |  |  |  |  |  |  |=
 +
2 |pl|pl|pl|pl|pl|pl|pl|pl|=
 +
1 |rl|nl|bl|ql|kl|bl|nl|rl|=
 +
    a  b  c  d  e  f  g  h
 +
|
 +
}}
  
 
==Шахматные зевки==
 
==Шахматные зевки==
Строка 14: Строка 37:
  
 
===Начальные вопросы===
 
===Начальные вопросы===
(алгоритм "МАТ-ВЗЯТЬ-ПРИКРЫТЬ-УГРОЗА"):
+
(алгоритм "МАТ-ВЗЯТИЕ-УГРОЗА"):
  
 
* Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упр''': аним [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], [http://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 2], [http://chess-samara.ru/library/problems/1 3] стат [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'', [http://inetchess.narod.ru/zd/1.html 7], [http://ajedrez.ru/manual/pdf/mate1.pdf 8], [http://chessstudio.narod.ru/mat_v_odin_hod.html 9])
 
* Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упр''': аним [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], [http://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 2], [http://chess-samara.ru/library/problems/1 3] стат [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'', [http://inetchess.narod.ru/zd/1.html 7], [http://ajedrez.ru/manual/pdf/mate1.pdf 8], [http://chessstudio.narod.ru/mat_v_odin_hod.html 9])
 
* Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
 
* Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
* Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?
+
* Находится ли поле моего хода под угрозой? Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?
* Находится ли поле моего хода под угрозой?
+
  
 
===Развитие навыка===
 
===Развитие навыка===
Строка 35: Строка 57:
 
По определению Ботвинника '''комбинация''' &mdash; это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация &mdash; это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).
 
По определению Ботвинника '''комбинация''' &mdash; это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация &mdash; это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).
  
Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения комбинации без жертвы будут здесь называться '''тактическими приёмами'''.
+
Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения: ''комбинации без жертвы'' будут здесь называться '''тактическими приёмами'''.
  
 
===Комбинации===
 
===Комбинации===
 
<pgn display=horizontal>
 
1. e4 c5 2. Nf3 e6 3. d4 cxd4
 
</pgn>
 
 
<pgn display=vertical>
 
1. e4 c5 2. Nf3 e6 3. d4 cxd4
 
</pgn>
 
  
 
===Тактические приёмы===
 
===Тактические приёмы===
Строка 82: Строка 96:
 
==Источники==
 
==Источники==
 
В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)  
 
В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)  
 
 
<!--
 
<!--
  
Строка 105: Строка 118:
 
# засада;
 
# засада;
 
-->
 
-->
</div>
 

Текущая версия на 19:53, 11 мая 2015

Главным фактором при выборе хода является оценка позиции.

Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться комбинировать и лишь затем пробовать играть позиционно.

Важным понятием является шахматный зевок, который понимается как просмотр простой (двух-, трёхходовой) комбинации соперника.

Таким образом, можно выделить три последовательных уровня игры:

  1. отсутствие шахматных зевков
  2. тактическая комбинационная игра
  3. стратегическая позиционная игра

проба шаблона: Шаблон:Chess diagram

Шахматные зевки

Зевок — это потеря фигуры или угроза мата.

Начальные вопросы

(алгоритм "МАТ-ВЗЯТИЕ-УГРОЗА"):

  • Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? (упр: аним 1, 2, 3 стат 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
  • Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
  • Находится ли поле моего хода под угрозой? Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?

Развитие навыка

  • Как можно сделать мат в 2 хода? как противник может сделать мат в 2 хода?
  • Как можно сделать мат в 3 хода? как противник может сделать мат в 3 хода?
  • Может ли соперник выгодно обменять фигуру? могу ли я выгодно обменять фигуру?
  • Может ли соперник выгодно обменять фигуру в 2 хода? могу ли я?

Полезные материалы

Тактические приёмы и комбинации

По определению Ботвинника комбинация — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).

Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения: комбинации без жертвы будут здесь называться тактическими приёмами.

Комбинации

Тактические приёмы

Оценка позиции

  1. Оценка позиции по частям партии:
    1. по готовности выполнять задачи в трёх частях партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль);
    2. по готовности фигур к выполнению идеальной игровой нагрузки (пешка, офицер, конь, ладья, ферзь, король).
  2. Оценка позиции по вербальным показателям:
    1. изучение позиции по цвету;
      • 1-й этап: анализ только за белые фигуры;
      • 2-й этап: анализ только за чёрные фигуры;
      • 3-й этап: сравнение позиции белых и чёрных фигур;
    2. изучение позиции по смысловой нагрузке флангов:
      • 1-й этап: анализ расположения фигур королевского фланга (полка защиты);
      • 2-й этап: анализ расположения фигур ферзёвого фланга (полка атаки);
      • 3-й этап: взаимосвязь координации двух флангов (на пути к гармонии);
    3. оценка попарным сравнением фигур и пешек (шахматный прессинг одноимённых фигур);
  3. Оценка позиции по Котову:
    1. анализ позиции по материалу;
    2. анализ позиции по элементам пространства;
    3. дерево расчёта с выбором хода.
  4. Оценка позиции по Чеботарёву:
    1. анализ по статическим элементам (пространство, материя);
    2. анализ позиции с учётом динамики.
  5. Оценка позиции по зонам важности:
    1. зона короля;
    2. зона центра;
    3. зона фланга;
    4. по материалу.

Источники

В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)