Шахматы — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (→Комбинации) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 37 промежуточных версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | {{Начало0}} | |
+ | |||
+ | {| width=246 align=right | ||
+ | |<pgn autoplayMode=game showMoves=hidden >1. e4 c5 2. Nf3 e6 3. d4 cxd4</pgn> | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | Главным фактором при выборе хода является '''оценка позиции'''. | ||
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно. | Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно. | ||
Строка 9: | Строка 15: | ||
# [[#Комбинации и тактические приёмы|тактическая комбинационная игра]] | # [[#Комбинации и тактические приёмы|тактическая комбинационная игра]] | ||
# [[#Оценка позиции|стратегическая позиционная игра]]<p> | # [[#Оценка позиции|стратегическая позиционная игра]]<p> | ||
+ | |||
+ | проба шаблона: | ||
+ | {{Chess diagram|= | ||
+ | | tright | ||
+ | | | ||
+ | |= | ||
+ | 8 |rd|nd|bd|qd|kd|bd|nd|rd|= | ||
+ | 7 |pd|pd|pd|pd|pd|pd|pd|pd|= | ||
+ | 6 | | | | | | | | |= | ||
+ | 5 | | | | | | | | |= | ||
+ | 4 | | | | | | | | |= | ||
+ | 3 | | | | | | | | |= | ||
+ | 2 |pl|pl|pl|pl|pl|pl|pl|pl|= | ||
+ | 1 |rl|nl|bl|ql|kl|bl|nl|rl|= | ||
+ | a b c d e f g h | ||
+ | | | ||
+ | }} | ||
==Шахматные зевки== | ==Шахматные зевки== | ||
Строка 14: | Строка 37: | ||
===Начальные вопросы=== | ===Начальные вопросы=== | ||
− | (алгоритм "МАТ- | + | (алгоритм "МАТ-ВЗЯТИЕ-УГРОЗА"): |
* Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упр''': аним [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], [http://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 2], [http://chess-samara.ru/library/problems/1 3] стат [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'', [http://inetchess.narod.ru/zd/1.html 7], [http://ajedrez.ru/manual/pdf/mate1.pdf 8], [http://chessstudio.narod.ru/mat_v_odin_hod.html 9]) | * Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? ('''''упр''': аним [http://selena-chess.ru/php/chessTest.php 1], [http://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 2], [http://chess-samara.ru/library/problems/1 3] стат [http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html 1], [http://chess-advice.ru/shahmatnie-zadachi/mat-v-1-hod/ 2], [http://chessonline.3dn.ru/publ/shakhmatnye_zadachi_mat_v_dva_khoda/mat_v_odin_khod/2-1-0-5 3], [http://elsadchessmaster.ru/chess-task/mat-v-1-hod 4], [http://forum.gambiter.ru/index.php?topic=366.0 5], [http://lezgikids.com/shahmati/zadachi-po-shaxmatam-spyortyj-mat-v-odin-xod-dlya-detej.htm 6]'', [http://inetchess.narod.ru/zd/1.html 7], [http://ajedrez.ru/manual/pdf/mate1.pdf 8], [http://chessstudio.narod.ru/mat_v_odin_hod.html 9]) | ||
* Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации? | * Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации? | ||
− | * Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру | + | * Находится ли поле моего хода под угрозой? Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру? |
− | + | ||
===Развитие навыка=== | ===Развитие навыка=== | ||
Строка 35: | Строка 57: | ||
По определению Ботвинника '''комбинация''' — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный). | По определению Ботвинника '''комбинация''' — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный). | ||
− | Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения комбинации без жертвы будут здесь называться '''тактическими приёмами'''. | + | Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения: ''комбинации без жертвы'' будут здесь называться '''тактическими приёмами'''. |
===Комбинации=== | ===Комбинации=== | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
===Тактические приёмы=== | ===Тактические приёмы=== | ||
Строка 82: | Строка 96: | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.) | В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.) | ||
− | |||
<!-- | <!-- | ||
Строка 105: | Строка 118: | ||
# засада; | # засада; | ||
--> | --> | ||
− |
Текущая версия на 19:53, 11 мая 2015
Главным фактором при выборе хода является оценка позиции.
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться комбинировать и лишь затем пробовать играть позиционно.
Важным понятием является шахматный зевок, который понимается как просмотр простой (двух-, трёхходовой) комбинации соперника.
Таким образом, можно выделить три последовательных уровня игры:
проба шаблона: Шаблон:Chess diagram
Шахматные зевки
Зевок — это потеря фигуры или угроза мата.
Начальные вопросы
(алгоритм "МАТ-ВЗЯТИЕ-УГРОЗА"):
- Может ли соперник сделать мне мат в один ход? могу ли я сделать мат в один ход? (упр: аним 1, 2, 3 стат 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
- Может ли соперник в один ход взять мою фигуру без компенсации? могу ли я взять фигуру без компенсации?
- Находится ли поле моего хода под угрозой? Прикрывает ли фигура, которой я собираюсь ходить, другую фигуру?
Развитие навыка
- Как можно сделать мат в 2 хода? как противник может сделать мат в 2 хода?
- Как можно сделать мат в 3 хода? как противник может сделать мат в 3 хода?
- Может ли соперник выгодно обменять фигуру? могу ли я выгодно обменять фигуру?
- Может ли соперник выгодно обменять фигуру в 2 хода? могу ли я?
Полезные материалы
- психологические причины зевков
- три правила для избегания зевков
- интерактивные шахматные задачники без фильтра: 1, с фильтром: 1, 2
Тактические приёмы и комбинации
По определению Ботвинника комбинация — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).
Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения: комбинации без жертвы будут здесь называться тактическими приёмами.
Комбинации
Тактические приёмы
- связывание (прямое, косвенное, самосвязывание)
- вскрытый шах
- двойной шах
- двойной удар
Оценка позиции
- Оценка позиции по частям партии:
- Оценка позиции по вербальным показателям:
- изучение позиции по цвету;
- 1-й этап: анализ только за белые фигуры;
- 2-й этап: анализ только за чёрные фигуры;
- 3-й этап: сравнение позиции белых и чёрных фигур;
- изучение позиции по смысловой нагрузке флангов:
- 1-й этап: анализ расположения фигур королевского фланга (полка защиты);
- 2-й этап: анализ расположения фигур ферзёвого фланга (полка атаки);
- 3-й этап: взаимосвязь координации двух флангов (на пути к гармонии);
- оценка попарным сравнением фигур и пешек (шахматный прессинг одноимённых фигур);
- изучение позиции по цвету;
- Оценка позиции по Котову:
- анализ позиции по материалу;
- анализ позиции по элементам пространства;
- дерево расчёта с выбором хода.
- Оценка позиции по Чеботарёву:
- анализ по статическим элементам (пространство, материя);
- анализ позиции с учётом динамики.
- Оценка позиции по зонам важности:
- зона короля;
- зона центра;
- зона фланга;
- по материалу.
Источники
В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)