Шахматы — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Главным фактором при выборе хода является '''оценка позиции'''. | + | <div align="justify">Главным фактором при выборе хода является '''оценка позиции'''. |
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно. | Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться '''комбинировать''' и лишь затем пробовать играть позиционно. | ||
Строка 64: | Строка 64: | ||
# засада; | # засада; | ||
--> | --> | ||
+ | </div> |
Версия 19:43, 28 сентября 2014
Замечательный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети (1889–1929 гг.) в своем учебнике не раз подчеркивал, что каждый шахматист в своем развитии должен следовать исторической эволюции шахматных идей. Рети абсолютно верно считал, что сначала надо научиться комбинировать и лишь затем пробовать играть позиционно.
Комбинации
По определению Ботвинника комбинация — это "форсированный вариант с жертвой". Иными словами, комбинация — это череда ходов с жертвой (пешки, фигуры, качества и пр.), в результате которых одна из сторон ставит мат или получает перевес (материальный или позиционный).
Вопрос о том, является ли жертва обязательным признаком комбинации, спорный. Например, по мнению Эммануила Ласкера и Петра Романовского, жертва при проведении комбинации не обязательна. Для различения комбинации без жертвы я называю тактическими приёмами.
Тактические приёмы
Оценка позиции
- Оценка позиции по частям партии:
- Оценка позиции по вербальным показателям:
- изучение позиции по цвету;
- 1-й этап: анализ только за белые фигуры;
- 2-й этап: анализ только за чёрные фигуры;
- 3-й этап: сравнение позиции белых и чёрных фигур;
- изучение позиции по смысловой нагрузке флангов:
- 1-й этап: анализ расположения фигур королевского фланга (полка защиты);
- 2-й этап: анализ расположения фигур ферзёвого фланга (полка атаки);
- 3-й этап: взаимосвязь координации двух флангов (на пути к гармонии);
- оценка попарным сравнением фигур и пешек (шахматный прессинг одноимённых фигур);
- изучение позиции по цвету;
- Оценка позиции по Котову:
- анализ позиции по материалу;
- анализ позиции по элементам пространства;
- дерево расчёта с выбором хода.
- Оценка позиции по Чеботарёву:
- анализ по статическим элементам (пространство, материя);
- анализ позиции с учётом динамики.
- Оценка позиции по зонам важности:
- зона короля;
- зона центра;
- зона фланга;
- по материалу.
Источники
В.И. Гончаров "Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов" (Учебное пособие для студентов шахматной специализации, Татарстан, г. Набережные Челны, 1997 г.)