Маркетинг
В данном разделе я рассматриваю маркетинг обучающей деятельности. Обучающую деятельность во всём её многообразии можно разделить на четыре области, акцентирующиеся на разных аспектах обучения:
- преподавание — это обучение через передачу знаний (например, книга или лекция);
- консалтинг — обучение через вопросы и ответы эксперта (например, семинар или консультация)
- психотерапия — обучение через контакт (например, психотерапевтическая сессия или группа встреч);
- тренинги — обучение через действие (например... тренинги).
Далее информацию, консалтинговые и психотерапевтические услуги, тренинги и др. обучающие активности я буду называть обучающими продуктами.
От нужды до маркетинга
- Нужда — чувство нехватки. Испытывающий нужду несчастен, он(а) ищет объекты или переживания, которые удовлетворят нужду или заглушат нужду.
Мы не можем воздействовать на нужду индивида. Индивиду нужен не наш обучающий продукт, а удовлетворение или заглушение своей нужды.
Примеры нужды:
- нужда в ощущениях — гравитации, осязании, образах, звуках и пр.;
- нужда в балансе — воздушном, водяном, солевом и многих других;
- нужда в восстановлении — сне, отдыхе, мышечном тонусе, оргазмических состояниях и др.;
- нужда в присутствии — наверное, более всех развитая у млекопитающих;
- нужда в социуме — так как человек эволюционировал как стайное животное;
- нужда в иерархиях — без которых пока невозможно существование крупных социумов;
- нужда в культуре — как общепринятой системе ценностей;
- нужда в духовности — то есть, в картине мира вне конкретного индивида, до и после него.
- Потребность — нужда, принявшая специфическую форму, соответствующую культурному полю и личности индивида.
Нужда — это состояние неудовлетворённости, потребность — это желание чего-то способного уменьшить данное состояние неудовлетворённости или на время отвлечься от него. Потребность может соотноситься с различными нуждами у разных индивидов или у одного индивида в разные моменты времени. Если удовлетворение нужды — конечная и не всегда осознаваемая цель индивида, приобретающего наш продукт, то удовлетворение потребности — это то обещание, которое мы явно или неявно даём нашему потребителю в описании продукта.
Обучающие продукты могут удовлетворить потребность индивида лишь опосредовано — через обучение. Прямое удовлетворение потребности при этом является дополнительным по отношению к обучающей функции продукта. Примеры потребностей, обучение удовлетворению которых мы можем предлагать:
- ...
- ... в воздухе, отдыхе, воде, пище, тепле...
- ... в свежем воздухе, прохладной воде, вкусной пище, комфортной температуре, хорошем самочувствии, сексе...
- ... в родителе, значимом взрослом, опекуне, маленьком ребёнке, воспитаннике, домашнем животном, томагочи...
- ... в коллективе, помощниках, собеседниках, коллегах, друзьях, любовниках...
- ... в ранге, должности, авторитете, контроле, власти, команде...
- ... в красоте, гармонии, равновесии, справедливости, синтезе, синергии...
- ... в боге, смысле жизни, непротиворечивой картине мира, посмертии...
- Запрос — потребность, подкреплённая потребительской способностью (количеством ресурсов на её удовлетворение). Потребности безграничны, а ресурсы ограничены, поэтому потребитель выбирает продукты с наибольшим удовлетворением по наименьшей цене.
Потребность может быть удовлетворена лучше и хуже, в комплексе с другими потребностями или в ущерб остальным потребностям, долгосрочно или краткосрочно. Выбор объекта потребности как удовлетворителя нужды, как было сказано выше, зависит от культурного контекста и личности потребителя, но выбор среди оставшегося внутри культурных и личностных границ набора потребностей осуществляется в зависимости от требуемого для удовлетворения ресурса и его количества. Ресурсом являются не только деньги (универсализированный сейчас ресурс), но и время, и вовлечённость потребителя, а также возможные бартерные ресурсы. Особенно важным ресурсом для сферы обучения является опыт.
Каждый обучающий продукт в том или ином виде обещает удовлетворение потребности (то есть, снижение или избегание нужды). Это обещание в формализованном, повторяющемся виде в рекламе называется слоганом. Примеры групп запросов со слоганом (разбивка по уровням потребностей, приведённым в комментарии #2):
- Сейчас вы существуете: шизофрения, расстройства личности, нарушения границ (изнасилование, инцест), работа с участниками боевых действий, шоковые травмы, потери, разводы...
- Вы перестанете страдать: пищевая зависимость, лишний вес, алкогольная зависимость, курение, наркотическая зависимость, психосоматические расстройства, потоотделение, озноб, бессонница, панические атаки...
- Вам станет хорошо: сексоголизм и обчение пикапу, шопоголизм и бизнес-курсы, динамические медитации и йога, расслаблающие и тонизирующие массажи, кулинарные курсы, интенсивы и тренинги в пансионатах, диетология...
- Вы нужны другому: личная психотерапия, анонимные алкоголики, бесплатные тренинги и вебинары, форумы, благотворительные проекты, хосписы, работа с онкологией и умирающими, детские и детско-родительские тренинги...
- Вместе больше возможностей: группы встреч, психотерапевтические группы, вечера знакомств, тренинги личностного роста, краудсорсинг и вики-проекты, экспертные сообщества и учебные форумы, социальные сети...
- Вы — часть большего: тренинги командообразования, бизнес-тренинги, лидерские навыки, MBA, сетевые продажи, религиозные (например, свидетели Иеговы), эзотерические (например, тантра), психологические (например, Lifespring), патриотические группы...
- Красота внутри вас: арт-терапия, песочная терапия, лепка и глина, пение и работа со звуком, музыкальные инструменты, танцевально-двигательная терапия, спонтанное движение, винные тренинги, составление икебан...
- Смерть — это начало: религиозные собрания, совместные молитвы, ретриты, медитации, холотропное дыхание и ребефинг, второе рождение, паломничества и походы по святым местам, эзотерические тренинги...
- Продукт — всё, что может: (а) удовлетворить потребность, (б) быть получено извне.
Напомню: нужда — это состояние, потребность — это желание, запрос — это желание в пределах имеющегося ресурса. Продукт — это материальный или нематериальный ресурс для удовлетворения потребностей. Ресурсом может быть всё, что угодно — от еды до идеи. Обучающий продукт, как ресурс — это опыт.
Формат продажи продукта\Направленность | Направленность на знания | Смешанная направленность | Направленность на действия |
---|---|---|---|
Индивидуальный обучающий продукт | Консультация | Урок, коуч-сессия | Тренировка |
Групповой обучающий продукт | Семинар | Тренинг личностного роста | Бизнес-тренинг |
Массовый обучающий продукт | Лекция, книга, сайт | Вебинар | Интерактивный курс |
Существующая сейчас тенденция — это не только создание продукта, но и формирование предшествующих ему потребностей и запросов как таковых (в большинстве своём замещающих нужду, а не удовлетворяющих её). Разработка обучающих продуктов, не замещающих нужды, а удовлетворяющих их, во-первых, никогда не останется без потребителей, во-вторых, является социально и духовно значимым актом.
- Обмен — получение желаемого продукта с передачей имеющегося ресурса. Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины.
Сразу нужно оговориться, что обмен возможен только в культуре, основанной на праве собственности. Обменивая ресурсы, закреплённые за ними социумом и культурой, индивиды совершают акт обмена.
Обмен является не единственным способом получить ресурс (продукт). Способы получения ресурса:
- Произвести самому — самообеспечение — индивид может сам научиться тому, чему учите вы.
- Отнять, украсть, обмануть — отчуждение — индивид может украсть ваши записи, скачать вашу книгу бесплатно.
- Выпросить, уговорить — попрошайничество — индивид может получить ваш опыт в процессе беседы.
- Обменять, купить — обмен — индивид может обменять ваш продукт на свой или помочь вам в разработке.
Ориентируясь только на обмен/продажу мы теряем другие способы продвижения своего продукта. Помогите своему потребителю:
- Произвести самому часть вашего продукта — и сэкономить часть обменного ресурса, убедиться в неэффективности/невыгодности самообеспечения...
- Получить ваш продукт обманом — но с рекламой других ваших продуктов, без значимой поддержки, обменяв его на что-то неценное, использовав одну лицензию на двоих...
- Получить ваш продукт бесплатно — участвуя в викторинах, розыгрышах призов, конкурсах и создавая таким образом ажиотаж вокруг вашего продукта...
- Обменять ваш продукт — на другие ресурсы: контакты и привлечение участников, рекомендации, помощь в разработке и проведении...
Получая наши продукты другими способами помимо покупки, потребитель может обменивать их на другие ресурсы, кажущиеся менее ценными, чем продукт: время, вовлечение, рекомендация, контакты, etc. Обучающие продукты имеют важное свойство репликации. Будучи разработанным один раз обучающий продукт требует гораздо меньше ресурса для повторного воспроизводства или не требует его вовсе. С развитием интернет-технологий это становится решающим свойством обучающих продуктов. Даже неценный ресурс, будучи повторенным большое количество раз, может стать ценностью.
- Сделка — обмен продукта на продукт. Условия сделки:
- наличие продукта для обмена;
- согласованные условия её осуществления;
- согласованное время передачи продукта;
- согласованное место передачи продукта.
- Как правило, условия сделки охраняются законодательством.
Ваш потребитель тем охотнее пользуется вашим продуктом, чем лучше представляет:
- Что он получит в результате использования вашего продукта?
- Как использовать ваш продукт наиболее эффективно?
- Сколько времени занимает потребление продукта?
- Где производится обмен продуктами?
- Как эту сделку охраняет закон?
- Спрос — совокупность потенциальных сделок. Рынок — совокупность всех сделок.
В широком смысле нас интересуют следующие рынки и спрос на этих рынках:
- учебные продукты — акцент на передаче знаний;
- консалтинговые продукты — акцент на вопросах и ответах эксперта;
- психотерапевтические продукты — акцент на контакте;
- тренинговые продукты — акцент на действиях.
- Маркетинг — направленное влияние на спрос.
В широком смысле нас интересуют следующие рынки и спрос на этих рынках:
- учебные продукты — акцент на передаче знаний;
- консалтинговые продукты — акцент на вопросах и ответах эксперта;
- психотерапевтические продукты — акцент на контакте;
- тренинговые продукты — акцент на действиях.
- Маркетинг может иметь дело со следующими состояниями рынка и спроса:
Состояния рынка и спроса
- Отрицательный спрос — рынок недолюбливает продукт и согласен на издержки, чтобы избежать его потребления. Задача маркетинга: анализ причин, изменение продукта, снижение цен, активное стимулирование.
Для всей среды обучения: есть темы, с которыми потребители за редкими исключениями сталкиваться не хотят: смерть, страдания, неизлечимые болезни, потери, бедность, предательство, унижение, etc — эти темы вытесняются и контакт происходит только в тех случаях, когда вытеснение невозможно (из-за актуальности, глубины, длительности переживания). Решения:
- не продвигаться по этим темам;
- продвигаться через организации, имеющие дело с этими темами;
- выходить на целевую аудиторию через актуальные запросы (поисковые системы, контекстная реклама).
Здесь же: разные формы обязательного и/или излишнего обучения по работе.
Рынок тренингов и консалтинга: в зависимости от темы отрицательный спрос может быть связан с отсутствием опыта, возрастом и семейным положением тренера/консультанта. Решения:
- снизить стоимость;
- оплата за результат;
- присоединиться к организации;
- вложить больший ресурс в продвижение.
Рынок информации и преподавательской деятельности: большим препятствием может стать объём и сложность материала. Решения связаны с материалом:
- упростить;
- сделать интереснее, понятнее;
- разбить на части;
- преуменьшить трудность при продвижении;
- предложить дополнительную поддержку.
- Отсутствие спроса —
- Скрытый спрос —
- Падающий спрос —
- Нерегулярный спрос —
- Полноценный спрос —
- Чрезмерный спрос —
- Нерациональный спрос —
Подходы к управлению маркетингом
- Концепция совершенствования производства —
- Концепция совершенствования продукта —
- Концепция интенсификации коммерческих усилий —
- Концепция маркетинга —
- Концепция сетевого маркетинга —
Управление маркетингом
Анализ рыночных возможностей
- Более глубокое проникновение на рынок — рост продаж целевой группе без изменения продукта. Подходы:
- снижение цены продукта;
- увеличение показов рекламных объявлений;
- распространение через большее число площадок;
- расширение пула маркетинговых активностей;
- ...
- Расширение границ рынка — изучение рынков:
- демографический рынок — возраст, пол, семейное положение, доход;
- рынок организаций — школы, ВУЗы, психологические центры, ...
- географические рынки — города, регионы, ...
- Разработка товара — новые товары для существующий потребителей.
- Диверсификация —
Отбор целевых рынков
Разработка комплекса маркетинга
Проведение маркетинговых мероприятий
Диверсификация
Оценка маркетинговых возможностей
- С точки зрения производителя —
- цели
- ресурсы
- С точки зрения отношений —
- с поставщиками
- с посредниками
- с конкурентами
- С точки зрения величины и характера рынка —
- ↓ замеры и прогнозирование рынка
- ↓ сегментирование рынка
- ↓ отбор целевых сегментов рынка
- позиционирование товара на рынке