Многополярная система

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск

Синтез-психология

Чакра любви

Анахата отвечает за любовь. Это чувство и развивает чакру. Чувство скорби блокирует энергию Кундалини на уровне данной чакры. Ощущение скорби в русском языке описывается такими выражениями как: «камень на сердце», «разбитое сердце», «на душе неспокойно». Болезненные ощущения в Анахате-чакре проходят от плача, что очищает сердечную чакру и позволяет энергии Кундалини протекать в ещё более высшие центры сознания человека. Плач человека развивает эту чакру. Так же развивает чакру обострённые чувства.

Нищета

Духовная нищета (факр) Это, с одной стороны, ощущение несовершенства и нужды, а с другой - желание Совершенства.
Пророк Мохаммад сказал: "Моя слава - от духовной нищеты. Я был прославлен превыше всех пророков, поскольку был одарен духовной нищетой". И Бог открыл пророку: "Скажи: "Господи, умножь мое истинное знание Тебя".
Как следует из этого изречения, Мохаммаду было необходимо ощущать свою нищету и желание приблизиться к сущности Бога, несмотря на то, что он обладал даром пророчества,

Алчность

Алчность в православной этике — одна из 8 греховных страстей (в католичестве — один из 7 смертных грехов) поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.

Обсессивно-компульсивное расстройство личности

Обсессии
Больные ОКР переживают навязчивые мысли (обсессии), как правило, неприятные. Спровоцировать обсессии способно любое незначительное событие. Такие события, как: посторонний кашель, соприкосновение с предметом, который воспринимается больным как нестерильный и неиндивидуальный (поручни, дверные ручки и т. п.), а также личные опасения, не связанные с чистотой. Обсессии могут носить страшный или непристойный характер, чаще чуждый личности больного. Обострения могут произойти в местах большого скопления людей, например, в общественном транспорте.
Компульсии
Для борьбы с обсессиями больные применяют защитные действия (компульсии). Действия представляют собой ритуалы, призванные предотвращать или минимизировать опасения. Такие действия, как: постоянное мытьё рук и умывание, сплёвывание слюны, многократное предотвращение потенциальной опасности (бесконечная проверка электроприборов, закрытия двери, закрытия молнии на ширинке), повторение слов, счёт. Например, с целью убедиться, что дверь закрыта, больному необходимо дёргать ручку определённое количество раз (при этом считать разы). Проведя ритуал, больной испытывает временное облегчение, переходя в «идеальное» постритуальное состояние. Однако спустя какое-то время всё повторяется заново.

Психоастеническая психопатия

Личностям этого типа свойственны выраженная стеснительность, нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам. Для психастеников трудны любые перемены в жизни, нарушение привычного уклада (смена работы, места жительства и т. д.), это вызывает у них усиление неуверенности и тревожных опасений. Вместе с тем они исполнительные, дисциплинированные, нередко педантичны и назойливы. Они могут быть хорошими заместителями, но никогда не могут работать на руководящих должностях. Необходимость принятия самостоятельного решения и проявления инициативы для них губительны. Высокий уровень притязаний и отсутствие чувства реальности способствуют декомпенсации таких личностей.

Защитный механизм: замещение

Вымещение часто иллюстрируется на простом примере: подчинённый, обруганый начальником, приходит домой и срывается на жене, которая в свою очередь выпускает гнев на ребёнка, который отыгрывается на бездомной собаке, которая потом кусает начальника. Однако смещаться может не только отрицательная эмоция, но и положительная, хотя это случается реже — для этого должен существовать запрет на проявление такой эмоции. Примером может являться сексуальное влечение, смещённое с изначального объекта на некий фетиш.

Базовый архетип: эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Прерывание контакта: дефлексия

ДЕФЛЕКСИЯ (англ. deflection) — один из выделяемых в гештальт-терапии защитных механизмов. Он не входит в 4 основных защитных механизма, описанных Ф. Перлзом, и был введен позже, в процессе разработки гештальт-терапии. Суть его заключается в том, что человек избегает прямого, непосредственного контакта с др. человеком путем ухода в общении из ситуации «здесь и теперь». Он может пускаться в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения на банальные темы, не относящиеся к актуальной ситуации, избегать живого эмоционального включения в настоящее, уходить в прошлое, игнорировать важность того, о чем ему говорят, и т. п. Уходить от контакта подобным образом может и инициатор общения, и его партнер. В 1-м случае инициатор быстро начинает ощущать бесплодность и бесполезность подобного общения, во 2-м случае его партнер, прикрываясь неким «щитом» также начинает испытывать дискомфорт, смущение, неловкость, он ощущает себя нелюбимым, неважным, незначительным. Следует отметить, что способность к уходу от контакта может оказаться полезной в определенных ситуациях, когда накал страстей слишком велик и может привести к разрушительным последствиям, напр. при обсуждении национальных вопросов. Однако если Д. становится стилем общения, человек вообще теряет контакт с окружающими и оказывается не способным к полноценному взаимодействию с ними. Человек, в результате, не получает от общения с др. людьми того, что ожидает. Даже если такой человек внешне владеет навыками общения, он не вступает в подлинный контакт с миром другого, не чувствует его. (А. А. Корнеев.)

Экзестенциальный страх одиночества

Всех нас переполняют тревоги. Как бы хорошо мы ни устроились в этой жизни, это не дает гарантии умиротворения. За внешними успехами и достижениями, обычно, скрываются провалы и поражения внутренние. Изучение и решение душевных проблем у нас не в чести, поскольку гораздо более важными считаются свершения социальные — творческие, профессиональные, политические. Сфера психического остается за кадром или, как минимум, отступает далеко на задний план.
Неизбежным следствием такого положения дел становится постоянное внутреннее напряжение — недовольство собой, своей жизнью, своими поступками или их отсутствием. Множество вопросов, оставленных без ответа. Огромное количество проблем, решение которых так не хочется брать на себя. Боль потерь и упущенных возможностей, отсутствие смысла и понимания своего пути в жизни. Все это вместе создает внутри свой персональный ад.
Этот запутанный клубок проблем и вопросов постоянно напоминает о себе. Стоит оказаться в тишине, и все демоны собственной души выползают на поверхность. От них какое-то время можно отмахиваться — внутренняя толстокожесть позволяет выдерживать небольшие дозы одиночества. Но стоит перейти болевой порог или снять защиту и даже самый уверенный в своей самостоятельности человек разрыдается горючими слезами.
Поэтому мы так боимся уединения. Нам постоянно нужны внешние раздражители, чтобы отвлекать внимание от внутренних переживаний. Если телевизор включить достаточно громко, он сможет заглушить голоса души. И тот же самый эффект дают дружеские попойки, праздники, культурные мероприятия, работа и все прочее, чем мы так любим занимать свое время.

Программа самосохранения

Эволюционно идёт после программы Структуризации. С помощью этой программы клетка научается реагировать в зависимости от стимула (то есть, запоминать свою реакцию на стимулы).

Многополярная система

У Человека формируется в 5-7 лет на основе опыта, многократно получившего положительное или отрицательное подкрепление. И с этого момента весь вновь полученный опыт сравнивается (отождествляется) с уже существующим. Эволюционно верным является принятие нового опыта при частичном отказе от прошлого опыта (в различных пропорциях - в зависимости от оценки ситуации другими структурами). Отказ от старого опыта ВСЕГДА является для Эго болезненным, дискомфортным переживанием - так как затрагивает все вышестоящие структуры и отказывается от части опыта предыдущего поколения (на субъективном уровне отказ от прошлого опыта - это "малая смерть"), поэтому сопровождается "кризисами" той или иной степени силы. Это может рассматриваться как защитный механизм, встроенный природой - нельзя отказаться от прошлого опыта просто потому что хочется, боль является проверкой необходимости такого отказа. Чем сильнее боль (чем больше объём отказа), тем больше должна быть необходимость в нём.

Это структура-переводчик, связывающая части (субличности) Человека в единую (пусть и противоречивую) личность посредством "внутреннего диалога". Эта же структура связывает Человека с другими людьми посредством речи, языка.

Внутренний диалог - средство связи между субличностями. Внешний диалог - средство связи с другими людьми. Связь между внутренним и внешним диалогом можно назвать диалогом между сердцем и разумом. Диалог возможен только при отождествлении (хотя бы частичном) двух объектов (то есть, они должны хотя быть чуть-чуть владеть общим языком - жестов, минимальным словарным запасом и пр.). Поэтому, говоря о "пути сердца" говорят о том, чтобы услышать себя - о внутреннем диалоге. Отказ от внутреннего диалога, как средство саморазвития, происходит в двух случаях: при абсолютизации внешнего диалога (Учитель, Писание) и при отказе от "внутренней речи", оперирующей словами того или иного языка.

"Шум" может возникать как во внутреннем, так и во внешнем диалоге. Возможно так же неравномерное развитие одного диалога (например, внутреннего) в ущерб другому (например, внутреннему) - тогда мы говорим о яркой выраженности экстравертивности или интравертивности. Так же возможно переразвитие структуры в ущерб остальным структурам, либо полное её блокирование (опять же другими или другой структурой).

Шум внутреннего диалога приводит к невозможности договориться внутри себя и в последующем к т.н. внутренним конфликтам, так как различные структуры нуждаются в различных действиях для самоподдержания. В ярко выраженных случаях - это "ритуалистика", когда одна или несколько субличностей, у которых нет переводчика выполняет определённое действие и успокаивается, здесь находится корень обсессивно-компульсивного расстройства личности и фрейдовского замещения (когда одна структура, не имея возможности "достучатся", "договориться" с остальными выполняет нужное действие, инициированное контактом с одним объектом, находя для этого другой объект).

...

Переразвитие отождествляющей структуры ведёт, говоря житейским языком, к постоянному запариванию: отождествлению себя с будущим, прошлым (зависит от др. структур), и постоянному проигрыванию и переигрыванию сценариев то одного, то другого. Проще говоря, человек слишком много думает, "заморачивается".

Недоразвитие, ущемление, блокирование отождествляющей структуры ведёт к непосредственному эмоциональному отреагированию: разозлился - ёбнул, загрустил - заплакал и пр. Собственно, алкоголь является химическим наркотиком, позволяющим за счёт торможения коры головного мозга притушить отождествляющую структуру, Эго.

Также отождествляющую структуру традиционно связывают с обманом, искажением информации. Естественно: если переводчик начнёт врать и искажать информацию, то при хорошо развитом навыке его долго никто на этом не поймает. А в зависимости от уровня переговоров вред может быть весьма и весьма значительным.

"Богатство" и "Алчность".

Полную чашу нельзя наполнить.