Обучающие продукты

Материал из Maximedia
Версия от 22:21, 9 февраля 2016; Admin (обсуждение | вклад) (Свойства обучения как продукта/услуги)

Перейти к: навигация, поиск

Маркетинговые свойства обучения

Обучение — это передача знаний и навыков одного человека другому.

Свойства обучения как товара

  • Способность удовлетворить нуждуполезность.
Нужда — это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
  • Способность обмениваться на другие товары — меновая стоимость или ценность.
Полезность не равнозначна ценности, ценность — это предполагаемая (воображаемая) полезность.

Свойства обучения как продукта/услуги

  • услуги: информация с живым носителем — лекции, семинары, уроки, консультации, тренинги, вебинары;
  • виртуальные продукты — аудио- и видео-материалы, в т.ч. записи вебинаров, интерактивные материалы, презентации;
  • продукты — письменные и печатные материалы, физические носители с виртуальными продуктами.
свойства услуги свойства продукта
материальность конкретную услугу можно попробовать только после приобретения можно попробовать до приобретения
производство предоставление услуги неотделимо от её производства производство и передача продукта — два разных процесса
источник предоставление услуги неотделимо от источника (человек, компания) будучи произведённым продукт существует вне связи с источником
постоянство качества качество оказания зависит от многих факторов остаётся постоянным для разных условий
владение невозможно возможно (поэтому регулируется авторскими правами)
хранение существует только в момент оказания существует всё время своей жизни
накопление неспособны накапливаться могут быть накоплены
посредничество товародвижение всегда имеет прямой канал — без посредников посредничество возможно (и часто необходимо)
заменимость услуга может быть заменена продуктом продукт может быть заменён услугой

Свойства обучающих товаров:

  • Материальность — имеет ли обучающий товар физические свойства, можно ли его потрогать перед покупкой.
С услугами нельзя физически взаимодействовать до момента покупки, а виртуальные продукты в целом не имеют физического воплощения, поэтому их способность обмениваться на другие товары (в т.ч. деньги) — ценность — изначально ниже, чем у продуктов;
Как повысить ценность услуги: ...
Как повысить ценность виртуального продукта: ...
  • Производство — объединены производство и передача обучающего товара или разделены.
Производство услуги неотделимо от её передачи и потребления, производство продуктов и виртуальных продуктов отделено от их передачи и потребления, а значит для их продажи могут осуществляться другими людьми, поэтому производство продуктов, особенно виртуальных продуктов может быть более выгодным.
Как сделать более выгодной продажу услуги: подключение трансляции, виртуализация (запись), сопутствующие обучающие товары — со скидкой или бесплатно, сопутствующие уникальные товары (ступени).
  • Источник — может ли товар произвести один человек, а реализовать другой.
Услуга неотделима от человека или от компании, а продукты и виртуальные продукты могут реализовываться через посредников, и если при продаже обучающих продуктов в своей прибыли мы ориентируемся на их количество и соответствующую прибыль, то виртуальные продукты могут копироваться и продаваться посредником от своего имени, либо раздаваться бесплатно.
Как связать с источником виртуальный продукт: вшить источник в продукт и защитить его (брендирование и ссылка, закрытые форматы файлов, текст изображением), усложнить копирование (потоковое видео, настройки PDF и Word, закрытый раздел), предложить поддержку при официальной покупке (регистрация, уникальные промо-коды).
  • Постоянство качества — является ли товар одинаковым при разных условиях.
Партия продуктов и виртуальные продукты, будучи произведёнными, ведут себя одинаковым способом в различных условиях, а услуга зависит от времени, места и состава участников. Поэтому покупка услуги в среднем более рискованна для покупателя, чем покупка продукта или виртуального продукта.
Как снизить риски покупателя при покупке услуги: пробные и частичные услуги (воркшопы, вебинары, оплата после получения части услуги), отзывы, промо-коды от участников.
  • Владение — можно ли владеть обучающим товаром или только правами на него.
Если с продуктом (право владения переходит одновременно с продажей) и услугой (владеть невозможно) всё понятно, то с виртуальными продуктами дело обстоит сложнее.
Как владеть услугой: уникальное коммерческое название (не наименование компании) и регистрация товарного знака.
Как владеть виртуальным продуктом: получить авторские права, объявить оригиналом (Оригинальные документы Яндекса).
  • Хранение — можно ли хранить обучающий товар или нет.
Обучающий продукт хранится до разрушения материалов, из которых состоит, или связи между ними. Виртуальный продукт, будучи информацией, может копироваться и таким образом храниться бесконечно. Услуга не может сохраняться, так как существует только в то время, когда производится.
Как ограничить хранение виртуального продукта — временный доступ к потоковому видео, презентациям.
Как продлить хранение услугу — раздаточные материалы с конспектом, превращение в виртуальный продукт.
  • Накопление — можно ли накопить обучающие товары или нельзя.
Можно купить несколько экземпляров обучающего продукта для перепродажи, подарка, на случай утери. Покупать несколько копий виртуального продукта кажется бессмысленным, так же как покупать несколько обучающих услуг одновременно.
Повторная продажа продукта:
Повторная продажа виртуального продукта:
Повторная продажа услуги:


В общем случае услуга обучения более рискованна для покупателя, чем для приобретение обучающего продукта:
  • Например: живой вебинар и запись вебинара,
  • ... Например: ...

Что делать, чтобы снизить риски покупателя:

  • материальность — дать попробовать: 1й день бесплатно, оплата в начале 2го дня, гарантия возврата денег (вообще или после 1го дня);
  • производство —
  • ...

В общем случае, услуга более выгодна для исполнителя, чем для покупателя:

  • ... Например: ...
  • ... Например: ...
Что делать, чтобы повысить выгоду покупателя: ...

Потребительские ожидания

Сфера услуг

Потребительские ожидания клиента в сфере услуг, как правило, основываются на следующих факторах:
  • речевых коммуникациях (слухах), т.е. на информации об услугах, которую потребители услуг передают друг другу;
  • личных потребностях (личностных представлениях клиента о качестве, его запросах);
  • прошлом опыте, т.е. на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом;
  • внешних коммуникациях (сообщениях), поступающих через средства массовой информации: радио, телевидение, прессу.

Продуктовая сфера

  • сравнении тактико-технических характеристик;
  • тестировании продукта;
  • прошлом опыте использования такого или похожего продукта;
  • внешних коммуникациях (сообщениях), поступающих через средства массовой информации: радио, телевидение, прессу.

Формы обучения

  • Передаваемая сущность
    • познавательное обучение — передача знаний;
    • развивающее обучение — передача опыта.
  • Отношения
    • обучение ведущим — отношения "учитель-группа", "учитель-ученик";
    • между участниками группы — отношения "группа-группа", "участник-участник";
    • самостоятельное — нет отношений.
  • Массовость
    • групповое обучение — есть общий фронт (все делают одно и то же одинаковым способом и одинаковыми средствами);
    • коллективное обучение — нет общего фронта, но есть временные кооперации;
    • индивидуальное обучение — нет общего фронта.
  • Присутствие
    • личное присутствие — личная встреча участников обучения;
    • дистанционное обучение — использование техники и/или средств доставки для связи между участниками обучения.

В зависимости от формы основного обучающего товара можно использовать остальные формы как в качестве альтернативы, так и для привлечения покупателей. Пример: если Вы ведёте тренинг, Вы можете начать вести вебинар; Вы можете сделать его как платным — тогда он будет альтернативой Вашему тренингу, а можете бесплатным — тогда он будет способом привлечения покупателей к Вашему тренингу.


http://maximfilimonov.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3#.D0.A0.D0.B0.D0.B7.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.B0_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0_.D0.BC.D0.B0.D1.80.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D0.B0

http://maryasov.ru/static/doc/0000/0000/0108/108023.5a1kfadm6d.pdf

http://www.dl5.ru/41-uslugiponyatie-svojstva-klassifikaciya.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9#.D0.98.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.BD.D1.8F.D1.82.D0.B8.D1.8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F