Дистанционное обучение — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
(Организации сферы дистанционного обучения)
 
(не показано 214 промежуточных версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
<div style="float:right; margin-left:15px;">__TOC__</div>
+
{{Начало0}}
<span id="begin"></span><div align="justify">Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:
+
# '''Автоматизация''' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно в мире, где количество нуждающихся в обучении людей постоянно растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся практически прежней''.
+
# '''Универсальность''' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Это начиналось с ''места и обстановки'', в которой проходит обучение. Теперь для большинства обучающих активностей это ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Всё чаще мы говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; ''компьютер, планшет, мобильный телефон''. И, конечно, постоянно возрастает количество самих ''методов обучения и развития''.
+
  
''Индивидуализация обучения'' особенно важна в обучении взрослых. Во-первых, психика взрослого уже сформирована, ей тяжелее изменяться под влиянием новых знаний и навыков. Во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения. В-третьих, обучение не является основной деятельностью, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению. Если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным.
+
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
 +
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
 +
 
 +
===[[Системы дистанционного обучения]]===
 +
Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.
 +
 
 +
{|
 +
|- style="background-color:#666666; color:white;"
 +
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[eFront]]||style="width:90px;"| &mdash; 83% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Moodle]]|| &mdash; 80% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[OpenACS]]|| &mdash; 76% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[ATutor]]|| &mdash; 75% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[ILIAS]]|| &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[Dokeos]]|| &mdash; 63% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Sakai]]|| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[WebTutor]]||rowspan="2"| &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[LON-CAPA]]|| <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[JoomlaLMS]]||rowspan="2"| &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ОлимпОКС|Олимп:ОКС]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[Docebo]]|| &mdash; 46% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|-
 +
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Системы дистанционного обучения#Системы дистанционного обучения: сравнение внешнее|сравнить с остальными СДО]]
 +
|}
 +
 
 +
===[[Редакторы дистанционных курсов]]===
 +
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
 +
 
 +
{|
 +
|- style="background-color:#999999; color:white;"
 +
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[CourseLab]] ||style="width:90px;"| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
| [[iSpring]]|| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Xerte]] || &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[ActivePresenter]] || &mdash; 72% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="4"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[Adobe Captivate]] ||rowspan="4"| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Articulate Storyline]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Lectora]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ViewletBuilder]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[eXeLearning]] || &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[SoftChalk Create]] || &mdash; 57% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Document Suite]] || &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[Reload Editor]] ||rowspan="2"| &mdash; 42% || <font color="999999">&mdash; бесплатная
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
| [[ToolBook]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[GOMO]] || &mdash; 37% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[eAuthor CBT]] || &mdash; 35% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|-
 +
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Редакторы дистанционных курсов#Редакторы дистанционных курсов: сравнение внешнее|сравнить с остальными редакторами]]
 +
|}
 +
 
 +
===[[Программы для конвертации в Flash и HTML5]]===
 +
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Плагины MS PowerPoint|Плагины MS PowerPoint]]
 +
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в формат Flash|Конвертация MS PowerPoint в формат Flash]]
 +
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в HTML5|Конвертация MS PowerPoint в HTML5]]
 +
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в видео|Конвертация MS PowerPoint в видео]]
 +
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация других форматов в HTML5|Конвертация других форматов в HTML5]]
 +
 
 +
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
 +
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
 +
 
 +
* '''С открытым кодом и бесплатные программы''':
 +
** [[AVELife TestGold Agent]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 +
** [[Hot Potatoes]] <font color="999999">&mdash; University of Victoria</font>
 +
** [[TAO]] <font color="999999">&mdash; University of Luxembourg et al.</font>
 +
** [[Айрен]] <font color="999999">&mdash; Останин Сергей</font>
 +
:... [[Дистанционное тестирование#Программы с открытым кодом и бесплатные (Open source software & Freeware)|ещё бесплатные программы]]
 +
 
 +
* '''Платные и условно бесплатные программы''':
 +
** [[AVELife TestGold Studio]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 +
** [[NetSupport School]] <font color="999999">&mdash; NetSupport Ltd</font>
 +
** [[TestWizard]] <font color="999999">&mdash; TestWizard</font>
 +
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 +
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
 +
 
 +
===[[Программы для записи с экрана]]===
 +
Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.
 +
 
 +
* '''Бесплатные программы:'''
 +
** [[AVS Video Recorder]] &mdash; <font color="999999">Online Media Technologies</font>
 +
** [[IceCream Screen Recorder]] &mdash; <font color="999999">Icecream Apps</font>
 +
** [[Jing]] &mdash; <font color="999999">TechSmith Corporation</font>
 +
** [[SRecorder]] &mdash; <font color="999999">SRecorder Company</font>
 +
: ... [[Программы для записи с экрана#Бесплатные программы для захвата экрана|ещё бесплатные программы]]
 +
 
 +
* '''Платные программы:'''
 +
** [[Bandicam]] <font color="999999">&mdash; Bandisoft</font>
 +
** [[Corel VideoStudio]] <font color="999999">&mdash; Corel Corporation</font>
 +
** [[Soft4Boost Suite]] <font color="999999">&mdash; Soft4Boost</font>
 +
** [[Экранная камера]] <font color="999999">&mdash; AMS Software</font>
 +
: ... [[Программы для записи с экрана#Платные программы для захвата экрана|ещё платные программы]]
 +
 
 +
===[[Программы для видеомонтажа]] (-)===
 +
 
 +
&nbsp;
 +
 
 +
==Онлайн-сервисы дистанционного обучения==
 +
===[[СДО онлайн]]===
 +
Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.
 +
* '''СДО-платформы''':
 +
** [[iSpring Online]] <font color="999999">&mdash; iSpring</font>
 +
** [[Lectora]] <font color="999999">&mdash; Trivantis Corporation</font>
 +
** [[MyLMS]] <font color="999999">&mdash; WebSoft Development</font>
 +
** [[Teachbase]] <font color="999999">&mdash; Интернет-школа</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#СДО-платформы|ещё СДО-платформы]]
 +
 
 +
* '''СДО-каталоги''':
 +
** [[Викиверситет]]
 +
** [[Элитариум 2 0|Элитариум 2.0]] <font color="999999">&mdash; Элитариум</font>
 +
** [[Businesslearning ru|Businesslearning.ru]] <font color="999999">&mdash; Альянс Медиа</font>
 +
** [[Coursera]] <font color="999999">&mdash; Coursera</font>
 +
** [[I can learn]] <font color="999999">&mdash; Облачные Образовательные Технологии</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#СДО-каталоги|ещё СДО-каталоги]]
 +
 
 +
* '''Тематические СДО''':
 +
** [[Институт позитивных технологий и консалтинга]] <font color="999999">&mdash; психология</font>
 +
** [[LinguaLeo]] <font color="999999">&mdash; английский язык</font>
 +
** [[MBA онлайн]] <font color="999999">&mdash; MBA</font>
 +
** [[E-office24]] <font color="999999">&mdash; 1C</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#Тематические СДО|ещё тематические СДО]]
 +
 
 +
===[[Онлайн-тестирование]]===
 +
Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.
 +
* [[Мастер-Тест]] &mdash; Костюков К.
 +
* [[ClassMarker]] &mdash; ClassMarker Pty Ltd
 +
* [[Examination Online]] &mdash; Examinationonline.com
 +
* [[Testserver Pro|Testserver.Pro]] &mdash; Testserver.Pro
 +
&nbsp; ... [[Онлайн-тестирование|ещё платформы онлайн-тестирования]]
 +
 
 +
===Разработка курсов онлайн===
 +
Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым [[#Стандарты и организации|стандартам]] в режиме онлайн.
 +
* Articulate Online <font color="999999">(commercial) &mdash; Articulate</font>
 +
* [[Claro]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Claro</font>
 +
* [[Composica]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Quarbon</font>
 +
* [[Easygenerator]] <font color="999999">(freeware, commercial) &mdash; easygenerator</font>
 +
* Lectora Online
 +
* [[MyUdutu]] <font color="999999">(freeware) &mdash; Udutu</font>
 +
 
 +
===[[Платформы для вебинаров]]===
 +
Вебинар &mdash; это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.
 +
* '''Платные сервисы''':
 +
** [[Виртуальный класс]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 +
** [[Adobe Connect]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
 +
** [[COMDI]] и [[Webinar ru|Webinar.ru]] <font color="999999">&mdash; Вебинар-Комди</font>
 +
** [[My Own Conference]] <font color="999999">&mdash; Myownconference</font>
 +
: ... [[Платформы для вебинаров#Платные платформы|ещё платные платформы]]
 +
 
 +
* '''Бесплатные сервисы''':
 +
** [[BigBlueButton]] <font color="999999">&mdash; BigBlueButton</font>
 +
** [[Google Hangouts]] <font color="999999">&mdash; Google</font>
 +
** [[SeeMedia]] <font color="999999">&mdash; Знаниевый реактор</font>
 +
** [[WizIQ]] <font color="999999">&mdash; WizIQ</font>
 +
: ... [[Платформы для вебинаров#Бесплатные платформы|ещё бесплатные платформы]]
 +
 
 +
===[[Виртуальные классы]]===
 +
Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.
 +
* [[Interwise]] <font color="999999">&mdash; AT&T</font>
 +
* [[NetSupport_Assist]] <font color="999999">&mdash; NetSupport</font>
 +
* [[Saba Centra]] <font color="999999">&mdash; Saba</font>
 +
* [[Webex]] <font color="999999">&mdash; Cisco</font>
 +
&nbsp; ... [[Виртуальные классы|ещё виртуальные классы]]
 +
 
 +
===[[Деловые игры]] (-)===
 +
 
 +
&nbsp;
 +
 
 +
==Языки и стандарты в дистанционном обучении==
 +
===Языки вёрстки и программирования===
 +
Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.
 +
* [[HTML5]] <font color="999999">&mdash; WHATWG и W3C</font>
 +
* [[JavaScript]] <font color="999999">&mdash; Openwave</font>
 +
* [[XML]] <font color="999999">&mdash; W3C</font>
 +
 
 +
===Стандарты и организации===
 +
Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.
 +
* [[AICC]] <font color="999999">&mdash; Aviation Industry CBT Committee</font>
 +
* [[ARIADNE]] <font color="999999">&mdash; Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe</font>
 +
* [[DCMI]] <font color="999999">&mdash; The Dublin Core Metadata Initiative</font>
 +
* [[IMS]] <font color="999999">&mdash; Global Learning Consortium</font>
 +
* [[LRN]] <font color="999999">&mdash; Microsoft</font>
 +
* [[LTSC]] <font color="999999">&mdash; Institute of Electrical and Electronic Engineers</font>
 +
* [[SCORM]] <font color="999999">&mdash; Advanced Distributed Learning</font>
 +
* [[Tin Can API]] <font color="999999">&mdash; Advanced Distributed Learning</font>
 +
 
 +
===[[Законы и постановления#Дистанционное обучение|Законы и постановления]] (-)===
 +
 
 +
&nbsp;
 +
 
 +
==[[Теории и концепции обучения]] (-)==
 +
 
 +
&nbsp;
 +
 
 +
==Отличия и преимущества дистанционного обучения==
 +
===Индивидуализация обучения===
 +
''Индивидуализация'' особенно важна в обучении взрослых:
 +
 
 +
* во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
 +
 
 +
* во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
 +
 
 +
* в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
 +
 
 +
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. '''Индивидуализация обучения''' является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.
 +
 
 +
===Автоматизация и универсальность===
 +
'''Дистанционное обучение''' обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере ''индивидуализирующими'' процесс приобретения знаний и навыков:
 +
* ''Автоматизация'' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней''.
 +
* ''Универсальность'' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были ''география и обстановка'', в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; с помощью ''компьютера, планшета, мобильного телефона''. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
  
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы по этой сфере. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
+
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
  
 
==Дистанционные методы обучения и развития==
 
==Дистанционные методы обучения и развития==
Строка 25: Строка 255:
 
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
 
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
 
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
 
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
 +
* [[Краудсорсинг]] &mdash; обсуждение задач и/или поиск решений группой людей в пределах какого-либо сервиса.
  
 
===Оценка эффективности обучения===
 
===Оценка эффективности обучения===
Строка 45: Строка 276:
 
==Направления и модели педагогического дизайна==
 
==Направления и модели педагогического дизайна==
 
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
 
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
===[[Instructional Design]]===
+
===[[Дизайн обучающих материалов]]===
 +
''Instructional Design'' &mdash; дословный перевод "дизайн инструкций".
 
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
 
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
 
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
 
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
Строка 54: Строка 286:
 
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
 
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
  
===[[Motivational Design]]===
+
===[[Мотивационный дизайн]]===
 +
''Motivational Design'' &mdash; мотивационный дизайн &mdash; продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.
 
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
 
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
 
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
 
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
 
&nbsp;
 
 
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
 
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
 
===Системы управления обучением===
 
Данный тип ПО представляет собой комплексы связанных между собой программ для обучения сотрудников. Все комплексы коммерческие.
 
* [[1C Электронное обучение|1C:Электронное обучение]] <font color="999999">&mdash; 1C</font>
 
* [[Adobe Acrobat Connect Pro]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
 
* [[Google Apps for Education]] <font color="999999">&mdash; Google</font>
 
* [[Mirapolis HCM]] <font color="999999">&mdash; Мираполис (Mirapolis)</font>
 
* [[МИОС]] <font color="999999">&mdash; Ситроникс</font>
 
 
===[[Системы дистанционного обучения]]===
 
Данный тип программного обеспечения позволяет, как минимум, назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом, приближающим их к [[#Системы управления обучением|системам управления обучением]].
 
 
* '''СДО с открытым кодом:'''
 
** [[Claroline]] <font color="999999">&mdash; Consortium Claroline</font>
 
** [[Dokeos]] <font color="999999">&mdash; Dokeos Community Edition</font>
 
** [[Moodle]] <font color="999999">&mdash; Moodle Pty LTD</font>
 
** [[Sakai]] <font color="999999">&mdash; University of Michigan et al.</font>
 
:... [[Системы дистанционного обучения#Системы дистанционного обучения с открытым кодом|ещё СДО с открытым кодом]]
 
 
* '''Коммерческие СДО''':
 
** [[eLearning 4G]] <font color="999999">&mdash; Корпоративные Системы Обучения</font>
 
** [[OpenClass]] <font color="999999">&mdash; Google</font>
 
** [[SharePoint LMS]] <font color="999999">&mdash; Belitsoft</font>
 
** [[WebTutor]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 
:... [[Системы дистанционного обучения#Коммерческие системы дистанционного обучения|ещё коммерческие СДО]]
 
 
===[[Редакторы дистанционных курсов]]===
 
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
 
 
* '''С открытым кодом и бесплатные редакторы:'''
 
** [[CourseLab 2-4|CourseLab 2.4]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 
** [[eXeLearning]] <font color="999999">&mdash; CORE Education</font>
 
** [[iSpring Free]] <font color="999999">&mdash; iSpring Solutions</font>
 
** [[Xerte]] <font color="999999">&mdash; University of Nottingham</font>
 
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё бесплатные редакторы]]
 
 
* '''Платные и условно бесплатные редакторы:'''
 
** [[Adobe Captivate]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
 
** [[Articulate Storyline]] <font color="999999">&mdash; Articulate</font>
 
** [[CourseLab]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 
** [[Lectora Inspire]] <font color="999999">&mdash; Trivantis</font>
 
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё коммерческие редакторы]]
 
 
===[[Программы для записи с экрана]]===
 
Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.
 
 
* '''Бесплатные программы:'''
 
** [[AVS Video Recorder]] &mdash; Online Media Technologies
 
** [[IceCream Screen Recorder]] &mdash; Icecream Apps
 
** [[Jing]] &mdash; TechSmith Corporation
 
** [[SRecorder]] &mdash; SRecorder Company
 
: ... [[Программы для записи с экрана#Бесплатные программы для захвата экрана|ещё бесплатные программы]]
 
 
* '''Платные программы:'''
 
** [[Bandicam]] <font color="999999">&mdash; Bandisoft</font>
 
** [[Corel VideoStudio]] <font color="999999">&mdash; Corel Corporation</font>
 
** [[Soft4Boost Suite]] <font color="999999">&mdash; Soft4Boost</font>
 
** [[Экранная камера]] <font color="999999">&mdash; AMS Software</font>
 
: ... [[Программы для записи с экрана#Платные программы для захвата экрана|ещё платные программы]]
 
 
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
 
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
 
 
* '''С открытым кодом и бесплатные программы''':
 
** [[AVELife TestGold Agent]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 
** [[Hot Potatoes]] <font color="999999">&mdash; University of Victoria</font>
 
** [[TAO]] <font color="999999">&mdash; University of Luxembourg et al.</font>
 
** [[Айрен]] <font color="999999">&mdash; Останин Сергей</font>
 
:... [[Дистанционное тестирование#Программы с открытым кодом и бесплатные (Open source software & Freeware)|ещё бесплатные программы]]
 
 
* '''Платные и условно бесплатные программы''':
 
** [[AVELife TestGold Studio]] <font color="999999">&mdash; AVELife</font>
 
** [[NetSupport School]] <font color="999999">&mdash; NetSupport Ltd</font>
 
** [[TestWizard]] <font color="999999">&mdash; TestWizard</font>
 
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
 
 
&nbsp;
 
 
==Онлайн-сервисы дистанционного обучения (-)==
 
<!--===[[Платформы для вебинаров]]===-->
 
<!--===LMS-онлайн===
 
* [[e-КМ-Школа]]
 
* [[Easygenerator]] &mdash; freeware, commercial
 
* [[goFLUENT]]
 
* [[MyLMS]] &mdash; WebTutor
 
* [[SCIARY]]
 
* [[Teachbase]] &mdash; Интернет-школа
 
* [[Универсиалити]] <!-- http://distant-shop.ru/
 
 
https://www.coursera.org/ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera)
 
 
https://www.edx.org/ (http://en.wikipedia.org/wiki/EdX, http://www.extension.harvard.edu/open-learning-initiative)
 
 
https://www.udacity.com/ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Udacity, http://en.wikipedia.org/wiki/Udacity, http://lifehacker.ru/2014/04/29/udacity/)
 
 
https://www.udemy.com/ (https://www.udemy.com/courses, http://en.wikipedia.org/wiki/Udemy, http://appledigger.ru/app/udemy-uchitsya-online-teper-legko-i-udobno/)
 
 
https://novoed.com/ (http://en.wikipedia.org/wiki/NovoEd)
 
 
http://www.preply.com/ (http://www.smart-edu.com/preply.html)
 
 
http://moocology.org/ (http://www.smart-edu.com/moocology.html)
 
 
http://iteducate.com.ua/ (http://www.smart-edu.com/it-educate.html)
 
 
http://goit.com.ua/ (http://www.smart-edu.com/go-it-com-ua.html)
 
 
businesslearning.ru
 
 
http://uniweb.ru/
 
 
http://netology.ru/
 
* [[Claro]] &mdash; commercial, online?
 
* [[Lectora Online]] &mdash; commercial, online-->
 
 
<!--===Онлайн-разработка===
 
* [[Composica]] &mdash; com, Quarbon
 
* [[MyUdutu]] &mdash; freeware-->
 
<!--===Онлайн-тестирование===
 
* [[Online Test Pad]]
 
* [[Testserver|Testserver.Pro]]
 
* http://master-test.net/
 
* [[АИССТ]] <font color="999999">&mdash; Оренбургский Государственный Университет</font>
 
* https://mettl.com/
 
* http://examinationonline.com/
 
* http://www.classmarker.com/
 
 
&nbsp;-->
 
 
==Языки и стандарты в дистанционном обучении (-)==
 
<!--http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-2011-03-22-11-42-54
 
 
&nbsp;-->
 
 
==Организации сферы дистанционного обучения (-)==
 
 
</div>
 
</div>

Текущая версия на 19:50, 11 мая 2015

Содержание

Программное обеспечение дистанционного обучения

Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.

Системы дистанционного обучения

Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 eFront — 83% — бесплатная и коммерческая версии
2 Moodle — 80% — бесплатная
3 OpenACS — 76% — бесплатная
4 ATutor — 75% — бесплатная
5 ILIAS — 73% — бесплатная
6 Dokeos — 63% — бесплатная и коммерческая версии
7 Sakai — 62% — бесплатная
8 WebTutor — 60% — коммерческая
LON-CAPA — бесплатная
9 JoomlaLMS — 56% — коммерческая
Олимп:ОКС — коммерческая
10 Docebo — 46% — коммерческая
... сравнить с остальными СДО

Редакторы дистанционных курсов

Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 CourseLab — 100% — бесплатная и коммерческая версии
iSpring — 100% — бесплатная и коммерческая версии
2 Xerte — 73% — бесплатная
3 ActivePresenter — 72% — коммерческая
4 Adobe Captivate — 62% — коммерческая
Articulate Storyline — коммерческая
Lectora — коммерческая
ViewletBuilder — коммерческая
5 eXeLearning — 60% — бесплатная
6 SoftChalk Create — 57% — бесплатная
7 Document Suite — 56% — бесплатная
8 Reload Editor — 42% — бесплатная
ToolBook — коммерческая
9 GOMO — 37% — коммерческая
10 eAuthor CBT — 35% — коммерческая
... сравнить с остальными редакторами

Программы для конвертации в Flash и HTML5

Программы для дистанционного тестирования

Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для записи с экрана

Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для видеомонтажа (-)

 

Онлайн-сервисы дистанционного обучения

СДО онлайн

Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.

... ещё СДО-платформы
... ещё СДО-каталоги
... ещё тематические СДО

Онлайн-тестирование

Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.

  ... ещё платформы онлайн-тестирования

Разработка курсов онлайн

Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым стандартам в режиме онлайн.

  • Articulate Online (commercial) — Articulate
  • Claro (commercial) — Claro
  • Composica (commercial) — Quarbon
  • Easygenerator (freeware, commercial) — easygenerator
  • Lectora Online
  • MyUdutu (freeware) — Udutu

Платформы для вебинаров

Вебинар — это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.

... ещё платные платформы
... ещё бесплатные платформы

Виртуальные классы

Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.

  ... ещё виртуальные классы

Деловые игры (-)

 

Языки и стандарты в дистанционном обучении

Языки вёрстки и программирования

Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.

Стандарты и организации

Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.

  • AICC — Aviation Industry CBT Committee
  • ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe
  • DCMI — The Dublin Core Metadata Initiative
  • IMS — Global Learning Consortium
  • LRN — Microsoft
  • LTSC — Institute of Electrical and Electronic Engineers
  • SCORM — Advanced Distributed Learning
  • Tin Can API — Advanced Distributed Learning

Законы и постановления (-)

 

Теории и концепции обучения (-)

 

Отличия и преимущества дистанционного обучения

Индивидуализация обучения

Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:

  • во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
  • во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
  • в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.

Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. Индивидуализация обучения является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.

Автоматизация и универсальность

Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:

  • Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней.
  • Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были география и обстановка, в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении — с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.

Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.

Дистанционные методы обучения и развития

Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.

Анализ знаний и навыков

Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.

  • Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
  • Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
  • Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
  • Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
  • Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.

Обучение и развитие

Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.

Оценка эффективности обучения

Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.

 

Направления и модели педагогического дизайна

Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.

Дизайн обучающих материалов

Instructional Design — дословный перевод "дизайн инструкций".

Мотивационный дизайн

Motivational Design — мотивационный дизайн — продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.

</div>