Дистанционное обучение — различия между версиями

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
(Виртуальные классы)
 
(не показано 180 промежуточных версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
<div style="float:right; margin-left:15px;">__TOC__</div>
+
{{Начало0}}
<span id="begin"></span><div align="justify">
+
'''Индивидуализация обучения''' является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного. Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:
+
 
+
Во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
+
 
+
Во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
+
 
+
В-третьих, обучение не является основной деятельностью, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
+
 
+
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным.
+
 
+
'''Дистанционное обучение''' обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере ''индивидуализирующими'' процесс приобретения знаний и навыков:
+
# '''Автоматизация''' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней''.
+
# '''Универсальность''' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были ''география и обстановка'', в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; с помощью ''компьютера, планшета, мобильного телефона''. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
+
 
+
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
+
 
+
==Дистанционные методы обучения и развития==
+
Могут применяться дистанционно &mdash; через интернет, в пределах предприятия &mdash; через локальную сеть, и очно &mdash; в помещении, оборудованном компьютерами.
+
===Анализ знаний и навыков===
+
Преимущество &mdash; богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток &mdash; необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
+
* [[Электронное тестирование|Тестирование]] (последовательное, разветвлённое) &mdash; возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
+
* [[Анкетирование]] &mdash; возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
+
* [[Оценка 360|Оценка 360&deg;]] ([[оценка 270|270&deg;]], [[оценка 180|180&deg;]], [[оценка 90|90&deg;]]) &mdash; возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
+
* [[Эмуляторы|Задачи в эмуляции]] &mdash; возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
+
* [[Геймификация]] &mdash; использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
+
 
+
===Обучение и развитие===
+
Преимущество &mdash; количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток &mdash; более сложная организация обратной связи.
+
* [[База знаний]], [[форумы]] &mdash; позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
+
* [[Дистанционные курсы]] ([[симуляторы]], [[эмуляторы]]) &mdash; последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме [[#Направления и модели педагогического дизайна|педагогического дизайна]]
+
* [[Вебинары]] (а также: [[телеприсутствие]], [[чаты]]) &mdash; методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
+
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
+
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
+
 
+
===Оценка эффективности обучения===
+
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
+
* 1956, [[Таксономия Блума]]
+
* 1959, [[Модель Киркпатрика]]
+
** 1962, [[Модель Тайлера]] &mdash; Objectives Approach <font color="999999">(Целевой подход)</font>
+
** 1966, [[Модель Стафлбима CIPP|Модель Стафлбима]] &mdash; CIPP <font color="999999">("Context, Input, Process, Product" &mdash; Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)</font>
+
** 1966, [[Модель Провуса Discrepancy Evaluation Model|Модель Провуса]] &mdash; Discrepancy Evaluation Model <font color="999999">(Модель оценки расхождений)</font>
+
** 1970, [[Модель Бёрда и Ракхем CIRO|Модель Бёрда]] &mdash; CIRO <font color="999999">("Content, Input, Reaction, Outcome" &mdash; Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)</font>
+
** 1995, [[Модель Кауфмана Five Levels of Evaluation|Модель Кауфмана]] &mdash; Five Levels of Evaluation <font color="999999">(Пятиуровневая оценка)</font>
+
** 1997, [[Модель Джека Филлипса ROI|Модель Джека Филлипса]] &mdash; ROI <font color="999999">(Return of Investment &mdash; Возвращение инвестиций)</font>
+
* 1967, [[Модель Роберта Стейка Countenance Model|Модель Роберта Стейка]] &mdash; Countenance Model <font color="999999">(Модель поощрения)</font>
+
* 1967, [[Модель Скривенса]] &mdash; Focus On Outcomes <font color="999999">(Фокусировка на результатах)</font>
+
* 1985, [[Модель Губы и Линкольна Naturalistic Inquiry|Модель Губы и Линкольна]] &mdash; Naturalistic Inquiry <font color="999999">(Натуралистический запрос)</font>
+
* 1990, [[Модель Брюса Аарона V Model|Модель Брюса Аарона]] &mdash; V-Model <font color="999999">(V-модель)</font>
+
 
+
&nbsp;
+
 
+
==Направления и модели педагогического дизайна==
+
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
+
===[[Instructional Design]]===
+
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
+
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
+
* 1985, [[Модель ADDIE]] <font color="999999">(Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation &mdash; Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)</font>
+
* 1994, [[Модель Моррисона-Росса-Кемпа]] <font color="999999">(Morrison/Ross/Kemp Model)</font>
+
* 1996, [[Общая модель педагогического дизайна]] <font color="999999">(Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)</font>
+
* 1998, [[Теория обратного дизайна]] <font color="999999">(Wiggins Theory of backward design)</font>
+
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
+
 
+
===[[Motivational Design]]===
+
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
+
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
+
 
+
&nbsp;
+
  
 
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
 
==Программное обеспечение дистанционного обучения==
 
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
 
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
===Системы управления обучением===
 
Данный тип ПО представляет собой комплексы связанных между собой программ для обучения сотрудников. Все комплексы коммерческие.
 
* [[1C Электронное обучение|1C:Электронное обучение]] <font color="999999">&mdash; 1C</font>
 
* [[Adobe Acrobat Connect Pro]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
 
* [[Google Apps for Education]] <font color="999999">&mdash; Google</font>
 
* [[Mirapolis HCM]] <font color="999999">&mdash; Мираполис (Mirapolis)</font>
 
* [[МИОС]] <font color="999999">&mdash; Ситроникс</font>
 
  
 
===[[Системы дистанционного обучения]]===
 
===[[Системы дистанционного обучения]]===
Данный тип программного обеспечения позволяет, как минимум, назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом, приближающим их к [[#Системы управления обучением|системам управления обучением]].
+
Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.
 +
 
 +
{|
 +
|- style="background-color:#666666; color:white;"
 +
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[eFront]]||style="width:90px;"| &mdash; 83% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Moodle]]|| &mdash; 80% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[OpenACS]]|| &mdash; 76% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[ATutor]]|| &mdash; 75% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[ILIAS]]|| &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[Dokeos]]|| &mdash; 63% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Sakai]]|| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[WebTutor]]||rowspan="2"| &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[LON-CAPA]]|| <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[JoomlaLMS]]||rowspan="2"| &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ОлимпОКС|Олимп:ОКС]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[Docebo]]|| &mdash; 46% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|-
 +
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Системы дистанционного обучения#Системы дистанционного обучения: сравнение внешнее|сравнить с остальными СДО]]
 +
|}
 +
 
 +
===[[Редакторы дистанционных курсов]]===
 +
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
  
* '''СДО с открытым кодом:'''
+
{|
** [[Claroline]] <font color="999999">&mdash; Consortium Claroline</font>
+
|- style="background-color:#999999; color:white;"
** [[Dokeos]] <font color="999999">&mdash; Dokeos Community Edition</font>
+
|'''TOP10''' &nbsp; ||style="width:180px;"| '''СДО''' ||colspan="2"| '''рейтинг клиенториентированности'''
** [[Moodle]] <font color="999999">&mdash; Moodle Pty LTD</font>
+
|- style="background-color:#ccffcc;"
** [[Sakai]] <font color="999999">&mdash; University of Michigan et al.</font>
+
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">1</span>|| [[CourseLab]] ||style="width:90px;"| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
:... [[Системы дистанционного обучения#Системы дистанционного обучения с открытым кодом|ещё СДО с открытым кодом]]
+
|- style="background-color:#ccffcc;"
 +
| [[iSpring]]|| &mdash; 100% || <font color="999999">&mdash; бесплатная и коммерческая версии</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">2</span>|| [[Xerte]] || &mdash; 73% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">3</span>|| [[ActivePresenter]] || &mdash; 72% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|rowspan="4"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">4</span>|| [[Adobe Captivate]] ||rowspan="4"| &mdash; 62% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Articulate Storyline]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[Lectora]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
| [[ViewletBuilder]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">5</span>|| [[eXeLearning]] || &mdash; 60% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">6</span>|| [[SoftChalk Create]] || &mdash; 57% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffffcc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">7</span>|| [[Document Suite]] || &mdash; 56% || <font color="999999">&mdash; бесплатная</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|rowspan="2"|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">8</span>|| [[Reload Editor]] ||rowspan="2"| &mdash; 42% || <font color="999999">&mdash; бесплатная
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
| [[ToolBook]] || <font color="999999">&mdash; коммерческая
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">9</span>|| [[GOMO]] || &mdash; 37% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|- style="background-color:#ffcccc;"
 +
|<span style="font-size:18px;font-weight:bold;">10</span>|| [[eAuthor CBT]] || &mdash; 35% || <font color="999999">&mdash; коммерческая</font>
 +
|-
 +
|colspan=4 style="text-align:right;"|... [[Редакторы дистанционных курсов#Редакторы дистанционных курсов: сравнение внешнее|сравнить с остальными редакторами]]
 +
|}
  
* '''Коммерческие СДО''':
+
===[[Программы для конвертации в Flash и HTML5]]===
** [[eLearning 4G]] <font color="999999">&mdash; Корпоративные Системы Обучения</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Плагины MS PowerPoint|Плагины MS PowerPoint]]
** [[OpenClass]] <font color="999999">&mdash; Google</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в формат Flash|Конвертация MS PowerPoint в формат Flash]]
** [[SharePoint LMS]] <font color="999999">&mdash; Belitsoft</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в HTML5|Конвертация MS PowerPoint в HTML5]]
** [[WebTutor]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация MS PowerPoint в видео|Конвертация MS PowerPoint в видео]]
:... [[Системы дистанционного обучения#Коммерческие системы дистанционного обучения|ещё коммерческие СДО]]
+
* [[Программы_для_конвертации_в_Flash_и_HTML5#Конвертация других форматов в HTML5|Конвертация других форматов в HTML5]]
  
 
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
 
===[[Дистанционное тестирование|Программы для дистанционного тестирования]]===
Строка 112: Строка 101:
 
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 
** [[Veral Test]] <font color="999999">&mdash; Veralsoft</font>
 
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
 
:... [[Дистанционное тестирование#Платные и условно бесплатные программы (Commercial software & Shareware)|ещё платные программы]]
 
===[[Редакторы дистанционных курсов]]===
 
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со [[#Стандарты дистанционного обучения|стандартами]] дистанционного обучения.
 
 
* '''С открытым кодом и бесплатные редакторы:'''
 
** [[CourseLab 2-4|CourseLab 2.4]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 
** [[eXeLearning]] <font color="999999">&mdash; CORE Education</font>
 
** [[iSpring Free]] <font color="999999">&mdash; iSpring Solutions</font>
 
** [[Xerte]] <font color="999999">&mdash; University of Nottingham</font>
 
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё бесплатные редакторы]]
 
 
* '''Платные и условно бесплатные редакторы:'''
 
** [[Adobe Captivate]] <font color="999999">&mdash; Adobe Systems</font>
 
** [[Articulate Storyline]] <font color="999999">&mdash; Articulate</font>
 
** [[CourseLab]] <font color="999999">&mdash; WebSoft</font>
 
** [[Lectora Inspire]] <font color="999999">&mdash; Trivantis</font>
 
: ... [[Редакторы дистанционных курсов|ещё коммерческие редакторы]]
 
  
 
===[[Программы для записи с экрана]]===
 
===[[Программы для записи с экрана]]===
Строка 146: Строка 118:
 
** [[Экранная камера]] <font color="999999">&mdash; AMS Software</font>
 
** [[Экранная камера]] <font color="999999">&mdash; AMS Software</font>
 
: ... [[Программы для записи с экрана#Платные программы для захвата экрана|ещё платные программы]]
 
: ... [[Программы для записи с экрана#Платные программы для захвата экрана|ещё платные программы]]
 +
 +
===[[Программы для видеомонтажа]] (-)===
  
 
&nbsp;
 
&nbsp;
  
==Онлайн-сервисы дистанционного обучения (-)==
+
==Онлайн-сервисы дистанционного обучения==
 +
===[[СДО онлайн]]===
 +
Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.
 +
* '''СДО-платформы''':
 +
** [[iSpring Online]] <font color="999999">&mdash; iSpring</font>
 +
** [[Lectora]] <font color="999999">&mdash; Trivantis Corporation</font>
 +
** [[MyLMS]] <font color="999999">&mdash; WebSoft Development</font>
 +
** [[Teachbase]] <font color="999999">&mdash; Интернет-школа</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#СДО-платформы|ещё СДО-платформы]]
 +
 
 +
* '''СДО-каталоги''':
 +
** [[Викиверситет]]
 +
** [[Элитариум 2 0|Элитариум 2.0]] <font color="999999">&mdash; Элитариум</font>
 +
** [[Businesslearning ru|Businesslearning.ru]] <font color="999999">&mdash; Альянс Медиа</font>
 +
** [[Coursera]] <font color="999999">&mdash; Coursera</font>
 +
** [[I can learn]] <font color="999999">&mdash; Облачные Образовательные Технологии</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#СДО-каталоги|ещё СДО-каталоги]]
 +
 
 +
* '''Тематические СДО''':
 +
** [[Институт позитивных технологий и консалтинга]] <font color="999999">&mdash; психология</font>
 +
** [[LinguaLeo]] <font color="999999">&mdash; английский язык</font>
 +
** [[MBA онлайн]] <font color="999999">&mdash; MBA</font>
 +
** [[E-office24]] <font color="999999">&mdash; 1C</font>
 +
: ... [[СДО онлайн#Тематические СДО|ещё тематические СДО]]
 +
 
 +
===[[Онлайн-тестирование]]===
 +
Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.
 +
* [[Мастер-Тест]] &mdash; Костюков К.
 +
* [[ClassMarker]] &mdash; ClassMarker Pty Ltd
 +
* [[Examination Online]] &mdash; Examinationonline.com
 +
* [[Testserver Pro|Testserver.Pro]] &mdash; Testserver.Pro
 +
&nbsp; ... [[Онлайн-тестирование|ещё платформы онлайн-тестирования]]
 +
 
 +
===Разработка курсов онлайн===
 +
Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым [[#Стандарты и организации|стандартам]] в режиме онлайн.
 +
* Articulate Online <font color="999999">(commercial) &mdash; Articulate</font>
 +
* [[Claro]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Claro</font>
 +
* [[Composica]] <font color="999999">(commercial) &mdash; Quarbon</font>
 +
* [[Easygenerator]] <font color="999999">(freeware, commercial) &mdash; easygenerator</font>
 +
* Lectora Online
 +
* [[MyUdutu]] <font color="999999">(freeware) &mdash; Udutu</font>
 +
 
 
===[[Платформы для вебинаров]]===
 
===[[Платформы для вебинаров]]===
 
Вебинар &mdash; это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.
 
Вебинар &mdash; это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.
Строка 172: Строка 187:
 
* [[Saba Centra]] <font color="999999">&mdash; Saba</font>
 
* [[Saba Centra]] <font color="999999">&mdash; Saba</font>
 
* [[Webex]] <font color="999999">&mdash; Cisco</font>
 
* [[Webex]] <font color="999999">&mdash; Cisco</font>
: ... [[Виртуальные классы|ещё виртуальные классы]]
+
&nbsp; ... [[Виртуальные классы|ещё виртуальные классы]]
  
===СДО онлайн===
+
===[[Деловые игры]] (-)===
* [[e-КМ-Школа]] <font color="999999">&mdash; Кирилл и Мифодий &mdash; commercial</font>
+
* [[KAI-ISPYT]] &mdash; НПП КРИВБАССАКАДЕМИНВЕСТ &mdash; commercial
+
---
+
* [[Webils]]
+
* [[goFLUENT]]
+
* [[LMSOnline]] &mdash; Мираполис Информационные Технологии
+
* [[MyLMS]] &mdash; WebTutor
+
* [[SCIARY]]
+
* [[Teachbase]] &mdash; Интернет-школа
+
* [[Универсиалити]]
+
  
http://distant-shop.ru/
+
&nbsp;
  
https://www.coursera.org/ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera)
+
==Языки и стандарты в дистанционном обучении==
 +
===Языки вёрстки и программирования===
 +
Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.
 +
* [[HTML5]] <font color="999999">&mdash; WHATWG и W3C</font>
 +
* [[JavaScript]] <font color="999999">&mdash; Openwave</font>
 +
* [[XML]] <font color="999999">&mdash; W3C</font>
  
https://www.edx.org/ (http://en.wikipedia.org/wiki/EdX, http://www.extension.harvard.edu/open-learning-initiative)
+
===Стандарты и организации===
 +
Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.
 +
* [[AICC]] <font color="999999">&mdash; Aviation Industry CBT Committee</font>
 +
* [[ARIADNE]] <font color="999999">&mdash; Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe</font>
 +
* [[DCMI]] <font color="999999">&mdash; The Dublin Core Metadata Initiative</font>
 +
* [[IMS]] <font color="999999">&mdash; Global Learning Consortium</font>
 +
* [[LRN]] <font color="999999">&mdash; Microsoft</font>
 +
* [[LTSC]] <font color="999999">&mdash; Institute of Electrical and Electronic Engineers</font>
 +
* [[SCORM]] <font color="999999">&mdash; Advanced Distributed Learning</font>
 +
* [[Tin Can API]] <font color="999999">&mdash; Advanced Distributed Learning</font>
  
https://www.udacity.com/ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Udacity, http://en.wikipedia.org/wiki/Udacity, http://lifehacker.ru/2014/04/29/udacity/)
+
===[[Законы и постановления#Дистанционное обучение|Законы и постановления]] (-)===
  
https://www.udemy.com/ (https://www.udemy.com/courses, http://en.wikipedia.org/wiki/Udemy, http://appledigger.ru/app/udemy-uchitsya-online-teper-legko-i-udobno/)
+
&nbsp;
  
https://novoed.com/ (http://en.wikipedia.org/wiki/NovoEd)
+
==[[Теории и концепции обучения]] (-)==
  
http://www.preply.com/ (http://www.smart-edu.com/preply.html)
+
&nbsp;
  
http://moocology.org/ (http://www.smart-edu.com/moocology.html)
+
==Отличия и преимущества дистанционного обучения==
 +
===Индивидуализация обучения===
 +
''Индивидуализация'' особенно важна в обучении взрослых:
  
http://iteducate.com.ua/ (http://www.smart-edu.com/it-educate.html)
+
* во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
  
http://goit.com.ua/ (http://www.smart-edu.com/go-it-com-ua.html)
+
* во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
  
businesslearning.ru
+
* в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
  
http://uniweb.ru/
+
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. '''Индивидуализация обучения''' является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.  
  
http://netology.ru/
+
===Автоматизация и универсальность===
* [[Claro]] &mdash; commercial, online?
+
'''Дистанционное обучение''' обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере ''индивидуализирующими'' процесс приобретения знаний и навыков:
* [[Lectora Online]] &mdash; commercial, online
+
* ''Автоматизация'' &mdash; в тысячи раз ''ускоряет'' все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём &mdash; и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт &mdash; ''с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней''.
 +
* ''Универсальность'' &mdash; позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были ''география и обстановка'', в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать ''время обучения'' (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении &mdash; с помощью ''компьютера, планшета, мобильного телефона''. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
  
===Онлайн-тестирование===
+
Сегодня дистанционное обучение &mdash; это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на [mailto:me@maximfiimonov.ru me@maximfiimonov.ru], и я вам обязательно отвечу.
* [[Online Test Pad]]
+
* [[Testserver|Testserver.Pro]]
+
* http://master-test.net/
+
* [[АИССТ]] <font color="999999">&mdash; Оренбургский Государственный Университет</font>
+
* https://mettl.com/
+
* http://examinationonline.com/
+
* http://www.classmarker.com/
+
  
===Разработка курсов онлайн===
+
==Дистанционные методы обучения и развития==
* [[Easygenerator]] &mdash; easygenerator &mdash; freeware, commercial
+
Могут применяться дистанционно &mdash; через интернет, в пределах предприятия &mdash; через локальную сеть, и очно &mdash; в помещении, оборудованном компьютерами.
---
+
===Анализ знаний и навыков===
 +
Преимущество &mdash; богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток &mdash; необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
 +
* [[Электронное тестирование|Тестирование]] (последовательное, разветвлённое) &mdash; возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
 +
* [[Анкетирование]] &mdash; возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
 +
* [[Оценка 360|Оценка 360&deg;]] ([[оценка 270|270&deg;]], [[оценка 180|180&deg;]], [[оценка 90|90&deg;]]) &mdash; возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
 +
* [[Эмуляторы|Задачи в эмуляции]] &mdash; возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
 +
* [[Геймификация]] &mdash; использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
  
 +
===Обучение и развитие===
 +
Преимущество &mdash; количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток &mdash; более сложная организация обратной связи.
 +
* [[База знаний]], [[форумы]] &mdash; позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
 +
* [[Дистанционные курсы]] ([[симуляторы]], [[эмуляторы]]) &mdash; последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме [[#Направления и модели педагогического дизайна|педагогического дизайна]]
 +
* [[Вебинары]] (а также: [[телеприсутствие]], [[чаты]]) &mdash; методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
 +
* [[Тестирование]] &mdash; в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
 +
* Методы [[геймификация|геймификации]] &mdash; применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с [[#Оценка эффективности обучения|методами оценки]]
 +
* [[Краудсорсинг]] &mdash; обсуждение задач и/или поиск решений группой людей в пределах какого-либо сервиса.
  
* [[Composica]] &mdash; com, Quarbon
+
===Оценка эффективности обучения===
* [[MyUdutu]] &mdash; freeware-->
+
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
 +
* 1956, [[Таксономия Блума]]
 +
* 1959, [[Модель Киркпатрика]]
 +
** 1962, [[Модель Тайлера]] &mdash; Objectives Approach <font color="999999">(Целевой подход)</font>
 +
** 1966, [[Модель Стафлбима CIPP|Модель Стафлбима]] &mdash; CIPP <font color="999999">("Context, Input, Process, Product" &mdash; Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)</font>
 +
** 1966, [[Модель Провуса Discrepancy Evaluation Model|Модель Провуса]] &mdash; Discrepancy Evaluation Model <font color="999999">(Модель оценки расхождений)</font>
 +
** 1970, [[Модель Бёрда и Ракхем CIRO|Модель Бёрда]] &mdash; CIRO <font color="999999">("Content, Input, Reaction, Outcome" &mdash; Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)</font>
 +
** 1995, [[Модель Кауфмана Five Levels of Evaluation|Модель Кауфмана]] &mdash; Five Levels of Evaluation <font color="999999">(Пятиуровневая оценка)</font>
 +
** 1997, [[Модель Джека Филлипса ROI|Модель Джека Филлипса]] &mdash; ROI <font color="999999">(Return of Investment &mdash; Возвращение инвестиций)</font>
 +
* 1967, [[Модель Роберта Стейка Countenance Model|Модель Роберта Стейка]] &mdash; Countenance Model <font color="999999">(Модель поощрения)</font>
 +
* 1967, [[Модель Скривенса]] &mdash; Focus On Outcomes <font color="999999">(Фокусировка на результатах)</font>
 +
* 1985, [[Модель Губы и Линкольна Naturalistic Inquiry|Модель Губы и Линкольна]] &mdash; Naturalistic Inquiry <font color="999999">(Натуралистический запрос)</font>
 +
* 1990, [[Модель Брюса Аарона V Model|Модель Брюса Аарона]] &mdash; V-Model <font color="999999">(V-модель)</font>
  
==Языки и стандарты в дистанционном обучении (-)==
+
&nbsp;
<!--http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-2011-03-22-11-42-54
+
  
&nbsp;-->
+
==Направления и модели педагогического дизайна==
 +
Педагогический дизайн &mdash; это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
 +
===[[Дизайн обучающих материалов]]===
 +
''Instructional Design'' &mdash; дословный перевод "дизайн инструкций".
 +
* 1970, [[Педагогическая разработка обучающих систем]] <font color="999999">(Instructional Development Learning System &mdash; IDLS)</font>
 +
* 1975, [[Модель системного подхода]] <font color="999999">(Dick and Carey Systems Approach Model)</font>
 +
* 1985, [[Модель ADDIE]] <font color="999999">(Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation &mdash; Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)</font>
 +
* 1994, [[Модель Моррисона-Росса-Кемпа]] <font color="999999">(Morrison/Ross/Kemp Model)</font>
 +
* 1996, [[Общая модель педагогического дизайна]] <font color="999999">(Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)</font>
 +
* 1998, [[Теория обратного дизайна]] <font color="999999">(Wiggins Theory of backward design)</font>
 +
* 2010, [[Модель OAR]] <font color="999999">(Objectives-Activities-Resources &mdash; Цели-Активности-Ресурсы)</font>
  
==Организации сферы дистанционного обучения (-)==
+
===[[Мотивационный дизайн]]===
 
+
''Motivational Design'' &mdash; мотивационный дизайн &mdash; продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.
==Теории и концепции обучения (-)==
+
* 1983, [[Модель ARCS]] <font color="999999">(Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction &mdash; Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)</font>
<!--http://www.instructionaldesign.org/theories/index.html теории обучения
+
* 2006, [[Модель мотивации возможностей]] <font color="999999">(Motivating Opportunities Model)</font>
 
+
http://www.instructionaldesign.org/concepts/index.html концепции обучения-->
+
 
</div>
 
</div>

Текущая версия на 19:50, 11 мая 2015

Содержание

Программное обеспечение дистанционного обучения

Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.

Системы дистанционного обучения

Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 eFront — 83% — бесплатная и коммерческая версии
2 Moodle — 80% — бесплатная
3 OpenACS — 76% — бесплатная
4 ATutor — 75% — бесплатная
5 ILIAS — 73% — бесплатная
6 Dokeos — 63% — бесплатная и коммерческая версии
7 Sakai — 62% — бесплатная
8 WebTutor — 60% — коммерческая
LON-CAPA — бесплатная
9 JoomlaLMS — 56% — коммерческая
Олимп:ОКС — коммерческая
10 Docebo — 46% — коммерческая
... сравнить с остальными СДО

Редакторы дистанционных курсов

Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.

TOP10   СДО рейтинг клиенториентированности
1 CourseLab — 100% — бесплатная и коммерческая версии
iSpring — 100% — бесплатная и коммерческая версии
2 Xerte — 73% — бесплатная
3 ActivePresenter — 72% — коммерческая
4 Adobe Captivate — 62% — коммерческая
Articulate Storyline — коммерческая
Lectora — коммерческая
ViewletBuilder — коммерческая
5 eXeLearning — 60% — бесплатная
6 SoftChalk Create — 57% — бесплатная
7 Document Suite — 56% — бесплатная
8 Reload Editor — 42% — бесплатная
ToolBook — коммерческая
9 GOMO — 37% — коммерческая
10 eAuthor CBT — 35% — коммерческая
... сравнить с остальными редакторами

Программы для конвертации в Flash и HTML5

Программы для дистанционного тестирования

Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для записи с экрана

Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.

... ещё бесплатные программы
... ещё платные программы

Программы для видеомонтажа (-)

 

Онлайн-сервисы дистанционного обучения

СДО онлайн

Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.

... ещё СДО-платформы
... ещё СДО-каталоги
... ещё тематические СДО

Онлайн-тестирование

Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.

  ... ещё платформы онлайн-тестирования

Разработка курсов онлайн

Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым стандартам в режиме онлайн.

  • Articulate Online (commercial) — Articulate
  • Claro (commercial) — Claro
  • Composica (commercial) — Quarbon
  • Easygenerator (freeware, commercial) — easygenerator
  • Lectora Online
  • MyUdutu (freeware) — Udutu

Платформы для вебинаров

Вебинар — это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.

... ещё платные платформы
... ещё бесплатные платформы

Виртуальные классы

Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.

  ... ещё виртуальные классы

Деловые игры (-)

 

Языки и стандарты в дистанционном обучении

Языки вёрстки и программирования

Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.

Стандарты и организации

Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.

  • AICC — Aviation Industry CBT Committee
  • ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe
  • DCMI — The Dublin Core Metadata Initiative
  • IMS — Global Learning Consortium
  • LRN — Microsoft
  • LTSC — Institute of Electrical and Electronic Engineers
  • SCORM — Advanced Distributed Learning
  • Tin Can API — Advanced Distributed Learning

Законы и постановления (-)

 

Теории и концепции обучения (-)

 

Отличия и преимущества дистанционного обучения

Индивидуализация обучения

Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:

  • во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
  • во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
  • в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.

Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. Индивидуализация обучения является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.

Автоматизация и универсальность

Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:

  • Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней.
  • Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были география и обстановка, в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении — с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.

Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.

Дистанционные методы обучения и развития

Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.

Анализ знаний и навыков

Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.

  • Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
  • Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
  • Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
  • Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
  • Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.

Обучение и развитие

Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.

Оценка эффективности обучения

Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.

 

Направления и модели педагогического дизайна

Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.

Дизайн обучающих материалов

Instructional Design — дословный перевод "дизайн инструкций".

Мотивационный дизайн

Motivational Design — мотивационный дизайн — продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.

</div>